Содержание
- Отчет по лабораторному проекту – определение
- Обязательные данные отчета
- Структурные части документа
- Графическое оформление
Лабораторные
эксперименты проводятся на всем протяжении учебного процесса. Это практические
опыты, которые подкрепляют полученные теоретические знания обучающихся в той
или иной области.
По
требованиям институтов после проведения лабораторной работы студенты должны
написать отчет, в котором отражаются суть эксперимента, его ход. Предоставить
результаты опыта и сделать определенные выводы.
Для
грамотного составления отчета по лабораторному проекту следует предварительно
ознакомиться с правилами, нормами и оценочными критериями.
Отчет по лабораторному проекту – определение
Прежде чем
говорить об отчете по предмету, следует разобраться в понятии «лабораторная
работа». Этот термин обозначает практическое задание, выполняя которое студент
применяет теоретический багаж знаний и получает реальные навыки и умения.
Лабораторный
проект как учебный эксперимент, призванный закрепить полученные знания на
практике. Отчет – это своеобразный ответ преподавателю: так он имеет
возможность проверить грамотный ход и последовательность действий ученика.
Отчетный документ сразу покажет, на сколько хорошо усвоен материал по
определенной теме.
При работе
над отчетом студент должен охарактеризовать каждый этап опыта, подробно
объяснив его суть, уточняя все нюансы и особенности. Чтобы сделать это
правильно, необходимо точно знать структуру отчета и его содержательное
наполнение.
При проверке
отчета вместе с содержанием оценивается и умение студента корректно по всем
требованиям оформить документ. Нелогичное, безграмотное составление документа
затрудняет проверку и мешает преподавателю понять истинный уровень
компетентности ученика.
Обязательные данные отчета
В отчетном
документе должна содержаться следующая информация:
- данные студента и
его преподавателя (ФИО);
- тема работы,
название дисциплины;
- главные цели и
задачи эксперимента;
- объект и предмет
изучения;
- термины, условные
обозначения;
- вводные
теоретические данные;
- описание
технического оснащения;
- основные методы
проведения опыта;
- результаты
эксперимента;
- анализ;
- итоговые выводы.
Все данные
располагают в соответствующих разделах, соблюдая структурные особенности
отчета.
Структурные части документа
В отдельных
институтах используется свой стандарт построения содержательных компонентов,
который отличается от общепринятой схемы. Но в большинстве случаев для
оформления документа применяется традиционный вариант.
Титульный лист
В верхней
части страницы указывается название ВУЗа, конкретный факультет, где учится
студент и кафедра, на которой числится куратор.
Ниже, по
центру располагается тема, номер работы и наименование дисциплины.
С правой
стороны листа, под заголовком – ФИО автора с подписью, номер группы, инициалы и
автограф преподавателя.
По нижней
строке – город, дата сдачи работы.
Вводный раздел
Первая часть
работы включает основные цели и задачи эксперимента. Эти аспекты важно грамотно
сформулировать.
Здесь же
дается обоснование проведения опыта – зачем нам эксперимент, возможное влияние
его итогов на исследуемый вопрос. Составляя отчет, необходимо учитывать, что в
лабораторном проекте главное – практичность и полезность опыта.
Теория
Содержание
теоретической главы во многом зависит от конкретной дисциплины. В качестве
компонентов могут выступать:
- описание
теорем, формул;
- характеристика
инструментов, измерительных приборов;
- особенности
применяемых методик;
- история
исследовательского эксперимента.
Информация
подается сжато, тезисно, лаконично.
Практика
В этом
разделе описывается алгоритм действий выполнения самой практической части – поэтапный
ход эксперимента. Также в разделе должна быть информация о результате. Его
обычно демонстрируют таблицами, схемами, иллюстрациями. Графические данные
следует пронумеровать.
Заключительные выводы
Завершающая
часть отчета отражает полученные результаты. Они обязательно должны
соответствовать поставленным в начале целям и задачам.
Самый
простой способ проверить качество отчетного доклада – сверить вводную и
заключительную части работы.
Текстовое и графическое оформление
Каждый из
разделов должен быть оформлен в одном стиле (шрифт, его размер, межстрочные
интервалы, отступы по периметру страницы, расположение текста на листе).
Приемлемо
использовать только научную терминологию, без просторечий. Соблюдать правильное
написание названий инструментов, материалов, лабораторных и технических
приспособлений.
Для
оформления графических материалов в работе следует придерживаться некоторых
правил:
- все
таблицы, картинки, графики следует привести к одним параметрам вида и размера;
- толщина
линий в таблицах и шрифт не должны отличаться;
- изображения
строго единого формата;
- если
в отчете использовалась, например, треугольная диаграмма, то все остальные
аналогичные элементы обязаны быть такими же (в форме треугольника).
Все эти
общие рекомендации по оформлению отчета по лабораторной работе могут несколько
отличаться от требований в разных институтах. Чтобы не ошибиться и не
переделывать свой проект, лучше посоветоваться с преподавателем или обратиться
за консультацией на кафедру. В специальных методичках можно найти все образцы и
шаблоны по грамотному составлению работ данного типа.