Содержание
- Виды и особенности цитат
- Оформление цитат
- Примеры цитирования в дипломной работе
В тексте выполняемой дипломной работы студенту иногда приходится использовать цитаты (чаще – для гуманитарных направлений, реже – в проектах
технической тематики). Поскольку в основополагающем документе ГОСТ 7.32-2017 о правилах
цитирования говорится мало,
приходится использовать также ГОСТ Р 7.0.5-2008, где речь идёт о
библиографических ссылках. Попробуем вычленить главное о цитатах, содержащееся
в этих нормативных документах.
Виды и особенности цитат
Классический «Оксфордский словарь»
толкует цитату «как повторение или копирование слов, символов, предложений или
фраз из текста/речи, которые были написаны или произнесены другим человеком». Таким
образом, не являются цитатами любые лингвистические знаки, не зафиксированные
документально.
Различают следующие виды цитат:
- Текстовые.
- Формульные.
- Прямые.
- Непрямые.
Любое цитирование является источником
дополнительной информации приводимой в тексте пояснительной записки к диплому и служит средством повышения
библиографической ценности документа. Вместе с тем обилие таких фрагментов
ведёт к снижению оригинальности дипломной работы, поскольку они чётко
распознаются системой Антиплагиат ВУЗ. Поэтому их рекомендуется включать изредка,
только в тех ситуациях, когда без цитирования обойтись невозможно.
Формульные
(или символьные) цитаты более самостоятельны. Применяют их преимущественно в
научно-исследовательских дипломных работах и в проектах технической тематики.
Особенность таких цитат – требование точности воспроизведения символов,
указанных автором разработанной формулы или зависимости. В противном случае
формула цитатой не является, но может быть оспорена руководителем проекта, либо
рецензентом.
Основное условие прямого цитирования –
точное соответствие фразы, приведенной в первоисточнике. Упоминание
первоисточника обязательно должно быть в списке использованной литературы. Не
рекомендуется приводить фразы и выражения, длина которых превышает три слова –
система Антиплагиат ВУЗ однозначно определит текст как неуникальный (исключения
составляют лишь иноязычные текстовые документы, выложенные в Интернет как pdf-файлы).
При непрямом цитировании исходная фраза разделяется студентом на несколько частей, (продолжительностью не более трёх слов), между которыми вставляются оригинальные фразы исполнителя дипломной работы. Чем больше промежуток между
цитируемыми фразами, тем меньше вероятность определения предложения как неуникального.
Оформление цитат
По месту расположения цитаты могут
находиться в следующих местах:
- В
основном текстовом поле;
- В
подстрочнике, оформленные как сноски;
- В
приложении; такие цитаты называют затекстовыми.
Независимо от места размещения ГОСТ Р
7.0.5-2008 рекомендует придерживаться следующих норм:
- При
первичном цитировании после окончания фразы ставится квадратная скобка, в
которой указывается номер источника по библиографическому списку, после чего –
через запятую – следует сокращённое указание номера страницы источника. При
непрямом цитировании указание на страницу необязательно. Скобка закрывается и
ставится точка;
- Аналогичным
образом поступают и при символьном цитировании;
- Если
вслед за первой текстовой цитатой из того же источника следует вторая, то
допускается вместо указания порядкового номера источника в круглых (!) скобках
указывать латинское словосокращение ibid. (в переводе –
«там же»), после которого указывается номер страницы. Приём допускается, если
цитирование происходит из одной и той же части текста или опубликованной речи;
- Непрямые
цитаты, приводимые из одного и того же источника, иногда сопровождаются латинским
словосокращением op.cit (означает «из того же произведения»). В дипломных
работах применяется редко, поскольку приводит к сокращению списка литературы, а
это никогда не приветствуется научным руководителем. Размещается также в
круглых скобках.
Две последние нормы постепенно
вытесняются из широкого применения.
Примеры цитирования в дипломной работе
Прямая:
Некоторыми
исследователями в области лингвистики разработаны обучающие программы,
предназначенные для улучшения способности носителей языка понимать речь с
акцентом. Их методы обучения основаны на описанном выше исследовании,
показывающем, что «понимание улучшается при воздействии на неродную речь» [45, C.254].
Непрямая:
Исследованиями Зильберштейна (1953, цит.
по [9]) установлено, что основными причинами фитопатологии являются
неблагоприятные условия окружающей среды, которые сформировались в данном
регионе.
Второй
вариант непрямой цитаты:
Учёные, специализирующиеся в этой
области, например, Я. Кузьминов и М. Юдкевич [24, C.
145-157], пришли к выводу, что выпускники, поступающие в аспирантуру сразу
после окончания вуза, фактически «не имеют прямого выхода на рынок труда»,
поскольку у них отсутствует опыт «составления экспертной оценки» объекта
исследований.
Компания «РосДиплом» на протяжении 20 лет занимается студенческими работами и предлагает помощь студентам во всех областях и темах. Наши преимущества: огромный опыт работы, лучшие авторы, собранные со
всех уголков России, гарантии успешной сдачи и оптимальной цены, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.