Содержание
- Цитирование – что это такое
- Общие требования к цитатам
- Как оформляют ссылки
- Вторичное цитирование
Ни одну научную работу невозможно выполнить без цитирования, будь то диссертация, курсовая или небольшой доклад. Умение студента работать с научной литературой, грамотно употреблять цитаты и корректно оформлять ссылки на первоисточники
является показателем уровня его академической подготовки.
Существует довольно много методических пособий и ГОСТов, регламентирующих правила включения цитат в работах разного уровня. В том числе, имеются и особые требования к тому, как нужно оформлять цитаты в докладе.
Цитирование – что это такое
К цитированию в научной работе относят следующие ситуации.
- Дословное воспроизведение в тексте доклада фрагмента первоисточника – прямое цитирование.
- Включение в текст работы иллюстраций, таблиц, диаграмм, формул и иных элементов из первоисточника.
- Использование в работе фрагмента текста из источника, пересказанного своими словами - парафраз.
- Приведение в
докладе перевода части текста из иноязычных источников.
- Анализ содержания сделанных ранее другими авторами публикаций по теме научной работы.
В каждом из перечисленных случаев цитата в теле доклада должна сопровождаться ссылкой на источник информации, указанный в списке использованной при его подготовке литературы. Отсутствие ссылки – одна из грубейших ошибок оформления научной
работы.
Общие требования к цитатам
При использовании в тексте доклада прямого цитирования, необходимо руководствоваться следующими правилами.
- Заимствованный текст обязательно обрамляется кавычками. В начале цитируемого фрагмента и после его окончания ставят французские кавычки – «», а если нужно выделить какие-то слова внутри цитаты, используют верхние кавычки – “”.
- Имя автора первоисточника указывается в формате «инициалы фамилия», например «Д.И.Менделеев», «С.Хоккинг». Полностью писать имя и отчество не нужно.
- Не следует ставить цитату, либо ФИО ее автора, в начале абзаца – это дурной тон.
Текст цитаты должен быть полным и полностью совпадать с первоисточником. Изменение цитируемого фрагмента допускается в крайних случаях. Например, если в работе используется фрагмент текста, изданного до орфографической реформы 1918 года,
его, конечно, придется привести в удобочитаемый вид. Если в исходном фрагменте присутствуют сокращения, их можно расшифровать, заключив расшифровку в квадратные скобки. Если в первоисточнике обнаружена опечатка или орфографическая ошибка, ее не нужно
исправлять. Но рядом с таким словом уместно будет указать верный вариант написания, заключив его в квадратные скобки, или поставить вопросительный знак в круглых скобках.
Более подробно о порядке изменения цитируемого текста и оформления измененных вставок в докладе можно узнать из ГОСТ Р 7.0.5_2008 «Библиографическая ссылка».
Как оформляют ссылки
Существует два способа оформления ссылок на цитируемый материал:
- затекстовый;
- подстрочный.
В первом случае сразу после цитируемого фрагмента студент должен указать номер первоисточника, под которым он включен в список литературы доклада, а за ним, через запятую, номер страницы, на которой размещен приведенный фрагмент. Эти данные заключают
в квадратные скобки. Например: «Математику уже только затем учить надо, что она ум в порядок приводит» [35, с.182].
При подстрочном оформлении сразу после заимствованного фрагмента ставится номер сноски на странице в формате индекса. Например: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».1 Информацию о первоисточнике в этом случае выносят
в нижнюю часть листа, указав перед ней номер сноски, и отделяют от основного текста чертой. Если на странице имеется несколько цитат, их нумеруют по порядку следования в тексте. На каждой новой странице доклада нумерация начинается заново.
Вторичное цитирование
При написании доклада
студент может использовать мысли и положения некоего автора, приведенные в работе другого автора. Например, в статье профессора Иванова ему попалась цитата из диссертации профессора Петрова, которая, по его мнению, будет уместна в докладе.
В этом случае ссылку нужно будет оформлять именно на статью профессора Иванова. Это закономерно, ведь диссертации профессора Петрова студент не читал.
Такая ситуация называется вторичным цитированием, кросс-цитированием или цитированием по вторичным источникам. Она допустима в следующих случаях:
- у студента нет доступа к первоисточнику (например, он находится в закрытых архивах);
- первоисточник утерян;
- текст автора известен только со слов третьих лиц – приведен в чьих-то воспоминаниях, интервью и т.д.;
- первоисточник написан на иностранном языке, и в докладе используется перевод авторской фразы;
- цитируемый
фрагмент служит иллюстрацией хода мысли
студента или средством дополнительной аргументации.
При вторичном цитировании
заимствованный текст оформляется по общим правилам. В случае использования иноязычных источников, цитируемый фрагмент приводится в переводе на язык докладчика, со ссылкой на переводчика. Если точность перевода вызывает сомнения, студент вправе
пересказать
цитату своими словами.
Даже в такой несерьезной, казалось бы, научной работе, как доклад, не стоит перебарщивать с цитатами и размещать заимствованные фрагменты текста друг за другом. Качественной считается работа, в которой объем цитирования составляет не более 10% от общего количества текста. Желательно, чтобы после каждого цитируемого фрагмента шли собственные комментарии студента по поводу изложенных в нем мыслей. Живости тексту добавит правильная компиляция прямого цитирования
и парафраза. И, конечно, не следует забывать о правильном оформлении цитат. Именно оно покажет преподавателям, что студент умеет работать с академическими источниками, анализировать информацию и выбирать главное.
Компания «РосДиплом» на протяжении 20 лет занимается студенческими работами и предлагает помощь студентам во всех областях и темах. Наши преимущества: огромный опыт работы, лучшие авторы, собранные со
всех уголков России, гарантии успешной сдачи и оптимальной цены, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.