Как самостоятельно написать дипломную работу на отлично: оформление, требования ГОСТ, советы и рекомендации, примеры

Как самостоятельно написать дипломную работу на отлично: оформление, требования ГОСТ, советы и рекомендации, примеры

Как самостоятельно написать дипломную работу на отлично: оформление, требования ГОСТ, советы и рекомендации, примеры

    Содержание

  1. Подготовка к написанию
    1. Выбираем научного руководителя
    2. Выбор темы
    3. Составляем план
  2. Какие требования к написанию диплома?
    1. Структура дипломной работы
    2. Цели и задачи дипломной работы
    3. Титульный лист
    4. Содержание или оглавление
    5. Введение
    6. Основная часть
    7. Заключение
    8. Список литературы или библиографический список
    9. Приложения
  3. И всё же, как писать диплом?
  4. Общие требования к оформлению дипломной работы
    1. Рамки и списки в дипломной работе
    2. Ссылки и сноски в дипломной работе
  5. Завершение работы над дипломом
    1. Рецензия к ВКР
    2. Аннотация к ВКР
    3. Пояснительная записка к ВКР
    4. Презентация к дипломной работе
    5. Речь или доклад к защите дипломной работы
  6. Подготовка к защите
  7. А что если не защитил диплом?
  8. Как не сойти с ума?

Перед тем как устроиться на работу, став высококвалифицированным специалистом с большой зарплатой, необходимо окончить высшее учебное заведение. На этом тернистом пути перед Вами будет множество испытаний, и завершающим станет – написание и защита дипломной работы. Как правильно написать дипломную работу: от А до Я.

Подготовка к написанию

Выбираем научного руководителя

Студенты делятся на три типа, первые выбирают тему дипломной работы, которая им интересна, вторые сначала выбирают преподавателя, который будет их курировать до самой защиты, а потом уже саму тему, а третьим всё равно. От выбора научного руководителя зависит очень многое, поэтому не ошибитесь.

Совет:
Старшекурсники не откажут Вам в помощи. Посоветуйтесь с ними, узнайте, как ведут себя преподаватели со своими студентами во время написания курсовой или дипломной работы.

В чем важность правильного выбора научного руководителя? Бывает так, что один научный руководитель отстраняется, давая студенту свободу, другой же контролирует и помогает с каждым шагом. Один преподаватель просмотрит всю работу, исправит все недочеты, другой же после первого найденной ошибки будет заставлять переделывать, не заглядывая дальше. Один даст Вам пример оформления всех сложных моментов, другой же заставит Вас самих разбираться с этим.

Если в Вашем вузе строго следят за правилами, то выбранный научный руководитель будет писать рецензию на дипломную работу. Если получится так, что в рецензии будут негативные моменты, такие как: работа не соответствует теме, цель не достигнута, поставленные задачи выполнены частично, нарушены сроки по сдаче и т.д., то считайте, что проблем на защите Вам не избежать.

А закончить он может фразой «рекомендуемая оценка «удовлетворительно» или ещё хуже «присвоение квалификации возможно при условии успешной защиты», это, конечно, не конец. Такие фразы привлекают к себе излишнее негативное внимание Государственной аттестационной комиссии (ГАК), которое ни одному выпускнику не хотелось бы получить.

как выбрать научного руководителя?
Если Вы выбираете себе научного руководителя, то старайтесь выбрать такого, который будет, если уж не помогать, то хотя бы не будет мешать.

Выбор темы

Помимо выбора научного руководителя, нужно правильно выбрать и тему для дипломной работы. Всем давно известно, что удачно выбранная тема – половина успеха на защите.

Как же сделать такой важный выбор?

  • Выбирайте тему, которая интересна именно Вам, невзирая на её сложность.
  • Продолжите тему курсовой работы, развив его в дипломный проект.
  • Если имеются определенные планы на будущее, то попробуйте их связать с Вашей дипломной работой.
  • Нет идей – обратитесь к научному руководителю, у него всегда в рукаве имеется с десяток тем.

Составляем план

Тема выбрана, и научный руководитель её одобрил, теперь пришло время продумать план дипломной работы! «Зачем нужен план?» – спросите Вы, почему не сразу начать писать?

За несколько лет обучения в вузе за Вашими плечами имеется огромный багаж знаний, причем не все эти знания одинаково полезны. И тут уже никакие хитрости не помогут, нужно всё делать точно и правильно. План дипломной работы поможет написать работу так, чтобы получить за неё максимальный балл, то есть «отлично».

С помощью плана Вы прорабатываете структуру диплома, соблюдая последовательность мыслей, придерживаясь обязательных требований ГОСТ.

Отвечая на поставленный выше вопрос, план поможет решить следующие задачи:

  • всестороннее раскрытие темы диплома;
  • объяснение важности и актуальности выбранной темы;
  • подбор оптимальной методологии для решения поставленных задач;
  • выстраивание последовательности и логичности мыслей;
  • описание объективных выводов.

Написав план, рекомендуем обсудить его с научным руководителем. Он может внести в него правки, избавив Вас от ошибок во время написания дипломной работы.

Во время написания своеобразного «сценария» Вашей работы, учтите важный аспект – «Что комиссия хочет увидеть в дипломной работе?».

  1. Введение, рассказывающее об актуальности и целесообразности.
  2. Теоретическая и практическая части.
  3. Доказательства научной новизны и ценности.
  4. Заключение с выводами.
  5. Список источников (литературы).
  6. Приложения (если имеются).

План диплома Вы составляете для себя и научного руководителя, Вам не нужно всё в нём подробно расписывать. Только в общих чертах, чтобы было понятно, о чем каждый раздел и для чего он нужен.

Какие требования к написанию диплома?

Чтобы правильно написать диплом, нужно держать в голове множество факторов. Одних знаний будет недостаточно. Каким бы умным Вы не были, но диплом нужно ещё и правильно оформить.

Структура дипломной работы

Самое важное, что нужно знать о дипломе – из каких частей он состоит. Согласно требованиям ГОСТ следующие элементы обязательны для дипломной работы:

  • титульный лист;
  • содержание (оглавление);
  • аннотация;
  • глоссарий (перечисление и объяснение основных терминов и аббревиатур с расшифровкой);
  • введение;
  • теоретическая часть и практическая часть с разбиением на разделы и параграфы;
  • заключение;
  • библиографический список (список источников) ;
  • приложения (если имеются).

Цели и задачи дипломной работы

Первая трудность, которая встанет перед Вами – определение цели и задач диплома. Ведь ВКР (выпускная квалификационная работа) бакалавра – имеет под собой творческую основу, то есть студент сам выбирает тему, а также формулирует цели и задачи. Научный руководитель же только помогает советом с высоты своего опыта.

  1. Цель ВКР – получение определенного результата в ходе проведения исследовательской деятельности, выявление способностей к самостоятельной работе.
  2. Задачи ВКР – конкретные, четко сформулированные действия для достижения результата. К примеру: «провести аналитику», «исследовать динамику», «определить ряд причин», «выявить и определить влияние факторов», «дать рекомендации на тему усовершенствования».

Титульный лист

Театр начинается с вешалки, а дипломная работа с титульного листа. На этой странице должна содержаться основная информация о Вашей работе:

  1. Полное название учебного заведения, а также факультета и кафедры. Пишется это в шапке, в первых трёх строках с выравниванием по центру 14 кегль.
  2. Тема дипломной работы занимает центральное место на титульном листе. Выравнивание по центру, одна или несколько строк, никаких переносов и сокращений. Шрифт полужирный, 20 кегль, все буквы прописные.
  3. ФИО студента, то есть Вас, форма обучения идут следом, умещается в три строки. После идёт упоминание о научном руководителе Вашего дипломного проекта: фамилия и инициалы, звание и научная степень, умещается в две строки. Этот раздел располагается в правом нижнем углу сразу после темы. Кегль 14, шрифт чистый. Ваше ФИО и фамилия и инициалы руководителя полужирным.
  4. В самом низу по центру пишется город и год написания диплома. Используется 14 кегль, шрифт чистый.
правила оформления титульного листа
Для оформления титульного листа используется шрифт Times New Roman.

Не стоит недооценивать важность титульного листа ведь он – лицо работы. То, что видит комиссия в первую очередь.

Содержание или оглавление

Не зря Вы занимались планом, ведь оглавление – это тот же план, только более развернутый, с указанием страниц расположения всех элементов. Студенты очень не любят оформлять этот раздел, ведь часто случается так, что из-за правок, всё может «поплыть» да и заголовки разделам не всегда удается придумать.

Содержание не имеет никакого отношения к художественной литературе, поэтому никаких красивых эпитетов и метафоричных фраз для заголовков придумывать не нужно. Какие же требования предъявляют оглавлению диплома?

  • Строго и по делу. Должны отражаться все вопросы, затрагиваемые в работе.
  • Последовательность развития мыслей и изложенной информации.
  • Никаких вопросительных и восклицательных предложений. Только повествовательные.

Правильно оформленное содержание является скупым на слова четким перечислением основной информации, находящейся внутри дипломной работы. Содержание состоит из заголовков трёх уровней:

  • Заголовок первого уровня используется для названия главы – 14 полужирный Times New Roman.
  • Заголовок второго уровня используется для названия раздела (параграфа) – 14 чистый Times New Roman.
  • Заголовок третьего уровня используются для названия подраздела (пункта) – 14 курсивный Times New Roman.
Для удобства использования Microsoft Word рекомендуется использовать функцию «Оглавление».

Введение

Если Вам вдруг в голову пришла мысль, что введение должно плавно погружать читателя в работу, то забудьте это раз и навсегда. С первых строк должно быть понятно всем, что работа написана Профессионалом с большой буквы. Во введении дипломной работы не должно быть никакой воды, всё строго и по делу.

Что же ищет аттестационная комиссия, читая этот раздел работы? Почему введение считают одной из важнейших частей?

  • актуальность работы;
  • цель и задачи, поставленные студентом;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • перечисление методологических основ исследования;
  • описание научной и практической значимости ВКР;
  • гипотеза исследования.
Мы рекомендуем прорабатывать каждый раздел дипломной работы со своим научным руководителем.

Но особый акцент всё же стоит сделать на введении, его чаще всего читают полностью и преподаватель может подсказать Вам, что в нём не хватает, а что можно и убрать.

Не стесняйтесь пользоваться методическими материалами и советами научного руководителя касательно своей выпускной квалификационной работы. Узнать особенности написания диплома именно в Вашем вузе – это всегда полезно. Но если их нет, то стандартный объём введения: от двух до пяти листов максимум.

Основная часть

Этот раздел дипломной работы принято делить на две части: теоретическая и практическая.

Теоретическая часть диплома состоит из 3-4 глав объёмом не более 20 листов, чаще 15-20. В этом разделе начинается теоретический и подробный разбор методов исследования, используемых в исследовании. Преподаватели «старой школы» иногда называют теоретическую часть литературным обзором, в котором происходит всеобъемлющее описание проблематики Вашего исследования.

В чем же состоит задача автора в теоретическом разделе? Подробно охарактеризовать описанные во введении проблемы, рассмотреть вопрос под разными углами и привести логически обоснованное решение, или даже несколько решений, с проведением сравнительного анализа каждого.

Практическая часть диплома необходима в качестве описания проводимых Вами исследований. Основная цель автора – добиться поставленной цели, путём выполнения всех задач, получить точные результаты, необходимые для формирования вывода, а также прийти к логически обоснованным рекомендациям по усовершенствованию дальнейших технологий.

Именно в практической части Вам предоставляется возможность блеснуть не только своим умом, но и практическими навыками, полученными в ходе нескольких лет обучения. Вам предстоит описать и оценить свой вклад в сферу исследования. В лучшем случае Вы придумываете кардинально новый способ решения уже известной проблемы, а если это не получается, то Вы всегда можете провести сравнительный анализ уже имеющихся способов.

Заключение

Если же основную часть скорее слушают на защите, чем читают, то вот заключение к дипломной работе, как и введение, каждый член комиссии считает своим долгом прочесть. И главная загвоздка в том, что в этом разделе придется выражать свои мысли и идеи, никаких цитат из книжек.

Заключение работы – структурированное логически подведенное завершение всех проблем и вопросов, поднятых в работе. Итог всей Вашей исследовательской деятельности.

Из чего состоит этот раздел?

  • Логически обоснованный вывод по теоретическим и практическим проблемам, затрагиваемым в дипломной работке.
  • Приведение результатов практических исследований и их оценка.
  • Подведение итогов всей исследовательской деятельности: оценка Вашего вклада, предложения для дальнейших исследователей и констатация факта выполнения поставленных целей и задач.
Запомните, заключение в ВКР – важнейшая часть!
Его будут смотреть и в любом случае, и самый ленивый, и, конечно, самый дотошный член комиссии. Заключение позволит сразу сказать о том, что Ваша работа имела смысл и привела к какому-то результату. Отнеситесь к написанию этого раздела со всей серьёзностью.

Список литературы или библиографический список

Наверное, самый популярный вопрос у студентов: «Как оформить список литературы?». И, признаемся честно, это не так просто для тех, кто никогда его не составлял. Но, самостоятельно написав пару студенческих работ, рука сама будет как по маслу составлять список источников для Вашей работы.

Самое основное, что нужно запомнить – порядок важности документов.

  1. Государственные и федеральные законы и нормативно-правовые акты.
  2. Источники, несущие статистическую информацию.
  3. Учебная литература и пособия в алфавитном порядке.
  4. Литература на иностранном языке.
  5. Интернет-источники.
правила оформления списка литературы

Напоминаем, что некоторые вузы имеют свои требования, по оформлению библиографического списка. С требованиями лучше всего ознакомиться на Вашей кафедре. А если особых требований не имеется, то можете посмотреть на примеры оформления в нашей статье.

Приложения

Ещё один непростой, в плане оформления, элемент дипломной работы. Правильно оформленные приложения – большой плюс перед защитой.

В приложения можно включать:

  • изображения и рисунки;
  • таблицы и многоуровневые списки;
  • графические материалы;
  • блок-схема и код, написанной Вами программы, с соблюдением табуляций и комментариев.

И никуда в этом вопросе без ГОСТа. В 2019 году к приложениям также существуют требования, которые необходимо соблюдать.

  1. Каждое приложение должно начинаться с нового листа. При этом их необходимо расположить в том порядке, в котором они идут по тексту (в самой работе нужно оставлять ссылку на каждое приложение).
  2. У каждого нового приложения должен быть свой заголовок. Его требуется написать по центру страницы и выровнять по центру, точку ставить нельзя.
  3. Все приложения должны быть пронумерованы. При чем для этого нужно использовать не арабские цифры, а буквы кириллицы и латиницы.
  4. При этом нельзя брать буквы: Ё, Й, З, Ъ, Ь, Ы, Ч, О. Хотя данное требование утверждено ГОСТ, в некоторых вузах требуют использовать для нумерации цифры. Если букв для нумерации приложений недостаточно, разрешается использовать арабские цифры.
  5. Также в ГОСТе 7.32-2017 указано, что нумеровать приложения необходимо не только в заголовке, но и внизу страницы. Также эту часть дипломной необходимо указывать и при составлении оглавления к работе.

Блок «Приложения» является завершающим элементом дипломной работы и после него никаких дополнений не будет.

В 2019 году ГОСТ также регламентирует не только общие правила оформления, но и то, как оформляются таблицы и схемы. Чтобы у Вас не возникло проблем с этими элементами, рекомендует прочитать нашу статью об оформлении таблиц и схем.

Если максимально резюмировать содержимое этих статей, то главное требование к схемам – понятность. Всё, что Вы хотите ей передать, должно быть чётко и точно изображено и понятно простому читателю Вашей работы. Все надписи читабельны, а каждый элемент имеет четкие границы.

Все эти правила касаются и таблиц, так что помните: правильно оформленные приложения – ещё один важный шаг к будущей пятерке!

И всё же, как писать диплом?

В интернете Вы найдете, и как оформляется диплом, и из чего он состоит, но вот как его начать писать? Существует множество советов по этому поводу, но мы хотим Вам рассказать о рабочей методике написания дипломной работы.

Шаг первый: Объём работы

Здесь нет ничего сверхъестественного, стандартный шрифт Times New Roman 14 размера на листе формата А4. И таких листов должно быть не меньше 40, но не больше 100.

Конечно, это не истина последней инстанции, и требования вуза по объёму ВКР могут отличаться. Но всё же лучше воду лишнюю не разливать, стараясь из положенного объёма выжать максимальное количество пользы.

Шаг второй: Оформление работы

Все бунтари нарушают правила, но ни один, даже самый отъявленный бунтующий не рискнет пойти против ГОСТ, ведь это дело обречено на провал. Если аттестационная комиссия (ГАК) увидит несоответствие актуальным требованиям 2019 года, то ждите снижения балла.

Мы описали выше основные требования ГОСТа к каждой части дипломной работы. Что ещё стоит учитывать при написании?

  • Cтиль строго научный. Исключение только в цитировании.
  • Cтруктурированность и последовательность изложения мысли. Одна мысль вытекает из другой.
  • Использование графических материалов: картинки, таблицы, схемы.
Небольшой чек-лист, что должно присутствовать в дипломной работе:
актуальность Вашей работы, практическая ценность, постановка целей и задач, определение объекта и субъекта, обоснование и использование выбранной методологии, использование научных публикаций, описание теоретических и практических этапов исследования, получение результатов и вывод, сделанный на их основе, объективная оценка проведенной Вами работы, прогнозы и рекомендации касательно будущего данного вопроса.

Общие требования к оформлению дипломной работы

ГОСТ в 2019 году имеет строгие требования к написанию дипломной работы, без их соблюдения добиться оценки «отлично» не получится.

Какие же правила к оформлению ВКР?

  • Оформление работы осуществляются на листах формата А4. Исключение: дипломные проекты дизайнеров и архитекторов могут выполняться на листах А3.
  • Объём работы согласовывается с научным руководителем. У технических специальностей он меньше, у гуманитарных – больше. В среднем 60-80 листов, но не более 100.
  • Поля, как и у курсовой работы: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм.
  • Вся работа пишется шрифтом Times New Roman с 14 кеглем и межстрочным интервалом 1,5. Заголовки имеют 16 кегль.
  • Нумерация страниц: ставится в правом нижнем углу, титульный лист и содержание имеют порядковые номера, но они не проставляются.
  • Каждая глава пишется с нового листа и большими буквами.
Это требования Министерства образования к оформлению дипломной работе, но некоторые вузы предлагают свои небольшие правки. Их можно найти в методических материалах вуза, которые можно найти на Вашей кафедре.

Рамки и списки в дипломной работе

Немногие знают, но к рамкам и спискам в дипломе тоже написаны свои требования, за несоблюдение которых Вы можете получить минус. Проверьте, правильно ли Вы оформили их?

Начнем с рамок к ВКР. Студентам технических специальностей порой требуется обрамить свою работу, а сделать это нужно в соответствии с ГОСТом 2.106-96. Как сделать рамку, Вы можете узнать в нашей статье. Основные критерии к ней:

  • левое поле – 25 мм;
  • правое поле – 10 мм;
  • верхнее и нижнее поле – 20 мм.

Со списками всё немного сложнее.

  1. Сначала необходимо определить тип списка: маркированный или нумерованный.
  2. Следующий этап – сложность: простой или сложный список (с подпунктами).
  3. Маркеры разрешается использовать только общепринятые, то есть точка (маркер списка или буллет) – «•» или простое тире – «–».
  4. Для нумерованного списка разрешается использовать только арабские цифры. После цифры ставится или точка или закрывающая скобка, на усмотрение автора или вуза.
пример списка в дипломной

Ничего сложного, но порой об этом забывают, а ГАК за такое любит снимать баллы.

Ссылки и сноски в дипломной работе

Ещё одна пара элементов, которые далеко не так просто оформить. Да, даже для них ГОСТ придумал свои собственные требования.

Существует три вида ссылок или сносок:

  • Внутритекстовая ссылка – как не трудно догадаться, она размещается внутри текста с помощью с помощью круглых скобок.
  • Подстрочная ссылка – опять же, всё понятно из названия. После фрагмента с текстом ставится индекс, и внизу страницы пишется источник.
  • Затекстовая ссылка – не «опять», а «снова» мы всё понимаем из названия. При такой ссылке после фрагмента ставятся квадратные скобки и пишется порядковый номер источника в списке литературы и номер страницы, с которой взят данный фрагмент.
правила оформления использования ссылки

Отдельно хочется выделить электронные ссылки, напомнив, что они оформляются отлично от всех остальных.

Пример:
Айсмонтас Б. Б., Педагогическая психология/ Под ред. Н. К. Капитоновой, Учебное пособие для студентов., М.: МГППУ, 2004., 368 с. [Электронный ресурс] // URL:http://psychlib.ru/resource.php/pdf/documents/apu-2004.pdf#page=2 (дата обращения: 17.04.2019).

Поздравляем Вас! Вопросы оформления закончены и, как говорят фильм-мейкеры, остался последний этап – пост-продакшн.

Завершение работы над дипломом

К сожалению, написав саму дипломную работу, Ваши мучения не заканчиваются. Остается последний рывок: подготовка к защите и сбор отчетных документов.

Рецензия к ВКР

Рецензию к диплому должен писать так называемый рецензент – человек, имеющий диплом или даже научную степень по специальности Вашего дипломного проекта.

В качестве рецензента не может выступать Ваш научный руководитель.

К сожалению, мы живём не в идеальном мире, и рецензент вряд ли захочет писать для Вас отзыв самостоятельно. Эта задача падает на Ваши плечи, так что готовьтесь, Вам предстоит самостоятельно написать и её, а уважаемый специалист прочтёт её и поставит свою подпись.

Как написать правильную рецензию?

  1. Придерживайтесь определенного стиля.
  2. Не нарушайте структуру и логику повествования.
  3. Проведите полноценный анализ своей работы и напишите его, сжав в формат одного листа А4.

Несмотря на то, что рецензия – это по своей сути отзыв, но пишется она не в свободном стиле. Для рецензии характерна четкая структура и оформление.

Структура рецензии такова:

  • заголовок;
  • вводная часть;
  • основная часть;
  • заключение;
  • подпись рецензента.

Всё это оформляется с такими же параметрами, как и сама дипломная работа, то есть:

  1. Основной шрифт– Times New Roman. Кегль – 14. Цвет текста – стандартный чёрный. Допускается выделение заголовков и подзаголовков жирным или курсивом.
  2. Межстрочный интервал – полуторный.
  3. Поля – Размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм.
  4. Отступы – Верхний отступ – 15 мм, нижний – 20 мм.

Аннотация к ВКР

Что такое аннотация? Это краткое описание всей Вашей дипломной работы, которая умещается на одном, двух или трёх листах. Без самой исследовательской работы аннотация не имеет смысла, поэтому её всегда пришивают вместе с самим дипломом.

Оформляя аннотацию к диплому, Вы как бы сжимаете основные тезисы и проблемы, подготавливая читателя к их раскрытию в тексте полноценной работы. Аннотация должна сформировать первое мнение о работе у читателя, ответив на главный вопрос: «О чём будет дипломная?».

В зависимости от вуза от Вас могут потребовать один из двух видов аннотаций.

  1. Краткая аннотация. Одностраничный документ, который описывает цель исследования и используемую для этого методологию.
  2. Расширенная аннотация. Размер варьируется от 2 до 4 страниц и зависит от Вашего умения сжимать необходимую информацию. Формулируется общая информация о работе, обзор всех значимых моментов в ней. Указываются основные этапы проведенного исследования и кратко формируются выводы.
правила оформления титульного листа
Наравне с титульным листом, аннотация является лицом Вашей дипломной работы, по ней формируется первое впечатление, и поверьте, её читают полностью все члены комиссии. Так что не стоит думать, что это проходной документ.

Пояснительная записка к ВКР

Теперь ответим на вопрос «Что такое пояснительная записка к дипломной работе?». Это официальный документ, на основании которого ставится итоговая оценка за весь дипломный проект и присваивается квалификация.

Существует множество правил оформления пояснительной записки к диплому, ведь этот документ остается на сохранении в архиве университета в течение целых 5 лет в случае запроса из Министерства образования.

К основным требованиям относятся:

  • объём – до 100 листов;
  • оформление на листах А4;
  • шрифт Times New Roman 14 кегль;
  • сквозная нумерация. Не нумеруются лишь титульный лист, аннотация и содержание.

Презентация к дипломной работе

Ещё не так давно, когда проекторов и компьютеров не было в каждой второй аудитории, студенты опирались лишь на свою заготовленную речь и раздаточные материалы. В 2019 всё иначе, раздаточные материалы ручной работы потеряли свою актуальность, на первый план вышла презентация. Если раньше на создание раздаточного материала уходило столько же времени, сколько и на сам диплом, то сейчас презентация делается за пару часов.

Зачем нужна презентация, спросите Вы. Чтобы упростить восприятие информации членам комиссии. Вас же правильная презентация спасёт от досконального прочтения Вашей дипломной работы.

Первое, что хочется отметить – презентация не регламентировано ГОСТом, то есть Вы сами решаете, как её делать и на чем акцентировать внимание. Мы можем лишь предложить Вам несколько советов:

  1. Главное, что стоит помнить – презентация иллюстрирует Ваш текст. Поэтому в первую очередь необходимо продумать защитную речь и только потом уже составлять сам набор слайдов. Важным аспектом в речи, так и в презентации – последовательность. Каждый следующий слайд должен иметь связь с предыдущим, а также с речью.
  2. Золотое правило нравственности знают все. А золотое правило презентации для защиты звучит так: «Меньше слов – больше графических изображений: таблицы, схемы, рисунки, работа приложения».
  3. Простота – залог успешной презентации. Старайтесь не придумывать ничего вычурного и красочного, Ваша цель сфокусировать слушателей на информации, которую Вы пытаетесь донести. Классический черный шрифт Times New Roman на белом фоне, никаких токсичных и ярких цветов.
  4. Откажитесь от анимации и звуковых эффектов. Они совершенно ни к чему и загрузят Вашу презентацию лишним отвлекающим фактором.
  5. Количество слайдов – не более 15. Большее количество перенасытит презентацию излишней информацией.
  6. Подготовьте презентацию в нескольких форматах. Может случиться так, что готовый компьютер не сможет прочитать её и Вы останетесь у разбитого корыта.
подготовка презентации к защите

И на всякий случай, мы хотим Вас обезопасить от классических ошибок, рассказав о классических упущениях студентов, готовящих презентацию к защите:

  • опечатки и орфографические ошибки;
  • нагромождение текста;
  • маленький или нечеткий шрифт на изображениях;

Речь или доклад к защите дипломной работы

Очень важно подготовить правильную речь, чтобы стоя у тумбы, не ударить в грязь лицом перед аттестационной комиссией.

Сразу хочется отметить, что это необязательный документ, который каждый студент старается подготовить к своей защите, ведь проще выступать, когда у тебя есть под глазами какая-то подсказка.

Доклад для выступления на защите пишется так, как Вам удобно. Но обычно студенты делают это на 2-4 листах формата А4, который состоит из основных тезисов, о которых Вы хотите рассказать.

Из чего же состоит защитная речь?

  1. Интродукция или вступление. Обязательно поздоровайтесь с комиссией и присутствующими. Представьтесь и объявите тему своей работы.
  2. Опишите в двух-трёх словах актуальность своего исследования.
  3. Расскажите о методологии, используемой в Вашей работе, и объясните почему выбрали именно её.
  4. Обозначьте цели и задачи.
  5. Максимально краткий пересказ основной сути Вашей работы: как решались задачи, какие результаты были получены и к каким выводам они привели.
  6. Опишите научную и практическую ценность Вашей работы.
  7. Подведите итог Вашей работе, поделитесь идеями по оптимизации и улучшению предмета и объекта исследования.
  8. Поблагодарите всех за внимание.

Грамотная и четкая речь – половина успешной защиты. Помните, что написав речь, нужно её ещё красиво рассказать, не давая комиссии заскучать.

Совет:
Старайтесь не обращаться к листу с докладом. Рассказывайте своими словами. ГАК это оценит и поймет, что Вы свободно плаваете теме, и не будут Вам лишний раз задавать вопрос.

Вторая половина успеха – ответы на вопросы, если они имеются у комиссии. Тут самое главное не волноваться лишний раз, заваливать Вас никто не собирается.

Так как мы очень хотим помочь Вам, то держите несколько советов на тему того, как написать доклад для защиты диплома:

Совет №1: в первую очередь напишите саму дипломную работу. Некоторым студентам приходит в голову идея, что написав половину своей ВКР, то можно приступить и к дипломной речи. Как бы ни так! Изучите свою работу вплоть до самых мелких деталей. Когда сможете ориентироваться, как рыба в воде, только тогда приступайте к написанию защитного доклада.

Совет №2: время бесценно. На защиту обычно выделяется не более 15 минут, из которых речь должна занимать максимум 10 минут. Поэтому не переписывайте всю свою исследовательскую работу в этот доклад. Пусть он будет Вашей шпаргалкой и не более.

Совет №3: включите фантазию и продумайте слабые места своей работы, какие вопросы Вам можно задать. И постарайтесь аккуратно интегрировать ответы на них в свою речь.

Совет №4: введение и заключение – основа защитной речи. Цели и задачи, объект и предмет исследования, актуальность и результаты. Всё это обязательно стоит упомянуть в своем защитном докладе! Главное делайте это последовательно, не нарушайте логическую связь.

Совет №5: Репетиции перед зеркалом с секундомером – то, что доктор прописал студенту перед защитой. И подготовитесь к защите, проработаете дикцию и акценты, а также подкорректируете время, отведенное на защиту.

Совет №6: Презентация и речь тесно связаны друг с другом. Подстраивайте происходящее на экране под то, что Вы произносите.

Подготовка к защите

Какой бы уровень подготовки у Вас ни был, от волнения никуда не деться, оно будет в любом случае. Единственное, чем Вы можете себе помочь, попытаться его уменьшить, убедившись, что всё сделали правильно.

Вот Вам несколько советов, как успокоиться перед защитой диплома:

  • Узнайте о том, как проходит защита. Наши статьи могут помочь Вам в этом, а если Вам этого будет недостаточно, поговорите с преподавателями или магистрантами, они наверняка не откажут Вам в помощи.
  • Отдыхайте и абстрагируйтесь, когда есть на это время. Умение правильно правильно распределять своё время, а также правильно отдыхать поможет Вам меньше нервничать на защите.
  • Проверьте свою работу. Помимо предзащиты, на которой Вы со своим научным руководителем проверяете работу перед Вашими же преподавателями, существуют другие способы проверки. К примеру, можете устроить чтения с одногруппниками. А если Вы сомневаетесь в грамотности и уникальности, то множество сервисов готовы прийти к Вам на помощь. К примеру: text.ru.

Диплом написан, нервы успокоились, но один вопрос гложет душу будущего выпускника: «А что если…?»

А что если не защитил диплом?

Не будем врать Вам, такое бывает. Редко, конечно, но случается. На самом деле, если Вы дошли до защиты, шанс успешно защититься гораздо выше, чем нет.

По секрету:
Преподавателям выгодно, когда студент успешно окончил вуз, а если он ещё и с красным дипломом, то вообще прекрасно. Это неплохой плюс в карман, но не думайте, что из-за этого Вас будут тянуть за уши. Если постараться, то можно и провалиться.

Как же провалить защиту дипломной работы?

можно ли не защитить диплом
  1. Не сделать работу к указанному сроку.
  2. Не прийти на защиту без веской на то причины.
  3. Получить отрицательный отзыв в рецензии.
  4. Провалить само защитное выступление.

Но даже в этом случае ещё не всё потеряно. Теперь всё в руках ГАК (Государственной аттестационной комиссии), именно они будут принимать решение о том, что делать с Вами дальше: дадут время исправить или дописать работу и пересдать диплом в этом же году, либо выдадут новую тему, оставив на ещё один год, либо, что хуже всего, выдадут справку об обучении.

Как не сойти с ума?

«Как написать диплом, чтобы не уехала «крыша»?» И прочие вопросы студентов последнего курса. На самом деле есть два пути, как без проблем написать дипломную работу:

  1. Начать писать заранее. Сесть за написание диплома хотя бы за полгода вполне реально, и этого времени Вам хватит с лихвой, не переживайте. Делайте в своём темпе, не торопитесь и периодически обращайтесь за помощью к своему научному руководителю. Это не так сложно.
  2. Заказать дипломную работу через интернет. Да, это немного нечестный способ, но это обеспечит Вам спокойную и беспроблемную жизнь на протяжении последнего года Вашей учёбы в вузе. Самое главное в таком вопросе – правильно выбрать автора, который займется Вашей работой.

Компания «РосДиплом» на протяжении 19 лет занимается студенческими работами и предлагает помощь студентам во всех областях и темах. Наши преимущества перед конкурентами: огромный опыт работы, лучшие авторы, собранные со всех уголков России, гарантии успешной сдачи и оптимальной цены, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.

Какая разница, кто написал дипломную работу, если Вы за неё получили «отлично»?

Другие публикации
Copyright © «Росдиплом»
Сопровождение и консультации студентов по вопросам обучения.
Политика конфиденциальности.
Контакты

  • Методы оплаты VISA
  • Методы оплаты MasterCard
  • Методы оплаты WebMoney
  • Методы оплаты Qiwi
  • Методы оплаты Яндекс.Деньги
  • Методы оплаты Сбербанк
  • Методы оплаты Альфа-Банк
  • Методы оплаты ВТБ24
  • Методы оплаты Промсвязьбанк
  • Методы оплаты Русский Стандарт
Наши эксперты предоставляют услугу по консультации, сбору, редактированию и структурированию информации заданной тематики в соответствии с требуемым структурным планом. Результат оказанной услуги не является готовым научным трудом, тем не менее может послужить источником для его написания.