Содержание
- Программы и системы образования в РФ
- Отличия систем образования: бакалавр, специалитет и магистратура
- Особенности специалитета в России
С 2003 года в России действуют Болонская система образования. Она подразумевает особый вид практики, когда теория преподаётся в стенах учебного заведения, а практика с оставшимися 70% неизведанных знаний изучается дома. При этом страны ЕС подписали договор,
где сказано, что все переходят на двухуровневую ступень обучения: бакалавр и магистратура.
В России высшее образование раньше могли получить после школы или после среднего специального (СПО). Студент считался квалифицированным специалистом. Сейчас программа построена так, что фундаментальные знания получают из первой ступени обучения,
а в дальнейшем опыт совершенствуется за счёт магистратуры.
Программы и системы образования в РФ
В России существует две системы образования:
- Классическая, которая предполагает выбор специальности. Специалитет
можно получить за 5-6 лет, то есть, непрерывное обучение и диплом студент получает только после окончания всей программы в ВУЗе.
- Двухуровневая система, где первой ступенью считается бакалавр, второй – магистратура. Бакалавр, как 1-ый уровень обучения, даёт базовые знания. Срок обучения может достигать 4-5 лет. Магистратура (мастерат) – это второй этап образования (негласно,
окончание первого этапа), который предполагает глубокое погружение в специальность. Это не практика за рубежом, решение задач, командировки и работа с кейсами.
Важно! Бакалавриат в России получают после окончания
обучения в ВУЗе. В Молдове, например, степень присваивается всем ученикам
средней школы, которые сдали выпускные экзамены в 12-ом классе. И лишь потом
можно поступить в ВУЗ для обретения
специальности в течение 3-4 лет и стать обладателем лиценциата.
Лицентиатура считается курсовой программой в России. В бывших странах СНГ, которые тесно связаны с ЕС, лиценциат – это академическая степень, которая ценится выше, чем специалитет. При этом магистратура для двухэтапного обучения не является обязательной.
С дипломом лиценциата можно работать во всех странах мира и являться высококвалифицированным специалистом в своей области.
Специалитет в России вымирает. Многие ВУЗы стараются поддерживать программы, но студенты чаще выбирают двухступенчатую систему. Это даёт возможности уехать, стажироваться в ЕС, либо заручиться поддержкой западных инвесторов, чтобы в родных пенатах
ценится «дороже», чем выпускник российского университета.
Отличия систем образования: бакалавр, специалитет и магистратура
Есть мнение, что бакалавр – это неполная степень для человека, и с дипломом нельзя никуда устроиться. Абсолютно верно для тех, кто получает степень в средней школе (12 класс). В России такой диплом считается полноценным, лишь уровень обучения недостаточно
убеждает и уверяет в надобности такого выбора.
- Согласно п.
2 ч. 5 ст. 10 ФЗ-№273, диплом бакалавра имеет такую же силу, как специалитет.
- По меркам СССР, специалитет приравнивается к бакалавру – высшее образование, непрерывное обучение и диплом, который ставит клеймо на окончании института.
- Бакалавр даёт глобальную оценку знаниям, студенты изучают всё и сразу за 3-4 года. Специалитет длится 5-6 лет, но с углублением в профильную тематику. То же самое, если бы человек отучился 4 года на бакалавре и поступил в магистратуру.
Стоит помнить, что врачи, таможенники, военные и многие другие специальности не попадают под систему двухуровневого образования. Это значит, что в России есть отдельные ниши, где Болонская система не работает.
Особенности специалитета в России
Если студент получает диплом «специалитет», он уже имеет оконченное высшее. Как и «бакалавриат», лишь разница в знаниях и длительности обучения скажутся. При этом на магистратуру могут поступить оба:
- После «специалитета» магистратура будет считаться вторым высшим образованием, а при условии о наличии первого, второе может быть сокращено. Так и получается.
- После бакалавра магистратура считается продолжением первой ступени обучения. И в целом, имея два диплом, образование высшее будет считаться условно расширенным, но единственным.
- После специалитета можно поступить в аспирантуру. Бакалавр такого преимущества не даёт. Туда можно попасть только после магистратуры.
- Бакалавр и магистрат можно оканчивать по разным профессиям. Однако, на деле есть правило: они должны быть смежными. Экономист может учиться на финансиста или бухгалтера. Два диплома в одной сфере, но документы будут разного уровня.
Основная проблема в том, что в России бакалавр + магистратура – эксперимент, не проживший и 10 лет. За 4 года невозможно сделать из абитуриента отличного профессионала, который будет решать аналитические задачи и управлять корпорацией. Специалист сможет,
потому что база знаний и отточенная программа обучения досталась по наследству из СССР. Никаких сбоев пока что не было, зато кадры знают своё дело и работают по профилю, не пытаясь быть универсальным солдатом.
Системы образования
в РФ
Также существуют общая проблема в кредитно-модульной системе оценивания студентов. Принято использовать European Credit Transfer System
(ECTS) – это система оценивания знаний. За каждый год обучения студент набирает «кредиты» по каждому предмету. Учитывают пропуски, оценки. в конце года нужно набрать нужное количество кредитов для перевода на следующий год (курс).
За рубежом кредиты используют для расчёта общего балла, начисления стипендий. В России – это возможность «завалить» студента.
При этом сохраняется возможность уехать в ЕС, США, чтобы продолжить обучение в магистратуре там. Становится понятно, зачем нужны такие возможности, для кого они созданы. Для «специалитета» возможности не самые перспективные, вплоть до переаттестации
и узаконивания диплома. Магистратура открыта для всех, но каждый по-разному в неё попадает.