Содержание
- Какая бывает практика?
- Основные требования ГОСТ 2023
- Практика: основная структура отчёта
- Как создать и оформить титульный лист?
- Ознакомительная (учебная) практика: особенности написания и оформления
- Как заполнить и оформить календарный план?
- Оформление производственной практики: главные особенности
- Дипломная практика: особенности написания отчёта
- Как оформить отчёт по практике по ГОСТ: общие советы в 2022 году
- Как оформить дополнительные материалы?
Студенты университетов и колледжей ежегодно сталкиваются с
необходимостью написания отчета по практике. Это не только сложная, но и очень
кропотливая и долгая работа.
Мало заполнить дневник и сделать отчёт.
Необходимо разработать структуру, ознакомиться с методичкой кафедры, ГОСТ,
требованиями в 2022 году. На студента валится много информации, с
которой тяжело справиться.
В зависимости от курса, студентам предстоит: производственная
практика, ознакомительная практика, дипломная практика,
учебная практика. Подробно расскажем про каждую из них.
Поэтапно рассказываем, как написать отчёт по практике.
Какая бывает практика?
Оформление и цель практики зависят от того, к какому виду
относится работа. Поэтому перед тем, как приступить к написанию, определимся с
видом отчёта. Бывает:
1.
Производственная практика
Этот вид практики студенты проходят на рабочем
предприятии. Если практика этого типа происходит на первом курсе, то отчёт
заполняется параллельно с учебным.
Практически всегда включает заполнение
дневника.
2.
Ознакомительная (научная) практика
Практически всегда встречается на первом и
втором курсе. С помощью этой работы студенты могут закрепить знания, полученные
в ВУЗе.
Наиболее часто студенты должны сдать отчёт
именно о полученных за курс знаниях.
3. Дипломная (или преддипломная) практика
Необходима для получения диплома, поэтому
подойти к ней стоит особенно внимательно. Главная задача дипломной практики
довести свою работу до лучшего результата.
Преддипломную практику студенты начинают на 3
или 4 курсе. На многих специальностях включает написания дневника.
Основные
требования ГОСТ 2023
Как и
любые другие научные работы, практика регулируется с помощью ГОСТ.
Подробно ознакомимся с основными правилами. Это важно перед тем, как приступить
к основной части работы. Правила регулируются ГОСТ 2.105-79 и ГОСТ
7.32-2001.
Основные правила написания отчёта:
1. Практика, вне зависимости от её вида, всегда пишется 12
или 14 шрифтом;
2.
ГОСТ в 2023 году чётко регулирует отступы.
Перед тем, как приступить, настройте Word следующим образом: левый отступ – 3 сантиметра, правый отступ
– 2 сантиметра, нижний и верхний отступ – 2 сантиметра;
3. Шрифт не
регулируется ГОСТ. В 2023 году применяется Times New Roman, если
не указано иное;
4.
Оформление осуществляется строго на листах А4;
5.
По ГОСТ
нельзя употреблять:
- «-» - вместо
знака пишется минус;
- Математические
символы, если не упоминаются математические расчёты;
- Индексы,
если регистрационный номер не был упомянут;
- Математический
символ диаметра (обозначается словом «диаметр»).
6.
Обозначьте
размер шрифта перед тем, как оформить отчёт. Для заголовков по ГОСТ
используется 16 шрифт, заголовки должны быть написаны 14 шрифтом.
После того как мы смогли оформить отчёт
по основным правилам и настроить Word, переходим к написанию основных отделов.
Отчет по практике: основная структура отчёта
Вне зависимости от вида практики, в работу
всегда входит несколько основных разделов. Познакомимся с каждым из них по
отдельности:
1. Титульный
лист или титульник. В обязательном порядке содержит информацию о ВУЗе,
кураторе. Обязательно необходимо упомянуть к какому виду относится практика
и ФИО автора отчёта.
Как оформить
титульный лист мы дополнительно описали в конце этого раздела;
2.
Раздел
находится сразу после титульного листа. Оглавление/содержание. Для создания
необходимо на отдельном листе перейти в раздел «Ссылки», а после использовать
функцию «Автособираемое оглавление»;
3. Основная
задача или задание практики. Практически всегда этот отдел заполняется
преподавателем. Студенту необходимо лишь вставить нужную информацию.
Однако, иногда необходимо самостоятельно
описать задание, данное преподавателем. В этом случае допускается заполнение
этого пункта после того, как был написан основной отчёт.
4. План
практики. Наиболее часто представляет собой дневник. Этого пункта может не быть
в научной (такая практика еще называется «ознакомительная»)
практике.
В этом разделе
необходимо упоминать все мероприятия, которые предстоят практиканту.
При заполнении этого
раздела рекомендовано обратиться к методичке кафедры или ВУЗа. Часто «шаблон»
дневника меняется в зависимости от специальности. К примеру, гуманитарные
специальности могут дополнять дневник рефлексией.
В то же время
студенты технических ВУЗов сталкиваются с необходимостью внесения отчетов.
5. Если практика
производственная или дипломная, необходим раздел «Отзыв о
студенте». Данное требование обусловлено тем, что рекомендации позволят оценить
навыки студента.
Раздел включает:
характеристику студента (личные качества), профессиональные навыки,
приобретённые навыки.
Позже рекомендации
помогут при устройстве на работу, поэтому пренебрегать ими не стоит.
6. Основная
часть. Данный раздел в 2022 году включал:
- Цель практики.
Часто обозначается по совету преподавателя. Необходимо указать, какие навыки
студент хотел бы получить при прохождении практики;
- Задачи
практики. Опишите, какие задачи стоят перед вами на практике;
- Актуальность
практики в момент, когда пишется отчёт.
Важно!
Если практика ознакомительная,
отчёт включает теоретическую часть. Если производственная, то в
основной части необходимо внести и практическую главу, и теорию.
7. Заключение.
В этом отделе необходимо подвести итог всей проведенной работе. Опишите
результаты практики и свои достижения.
8. Используемая
литература. Тут все просто. Необходимо указать, какая литература
использовалась. Оформление по ГОСТ.
При работе со структурой рекомендуется
обращаться к методичке. Обязательно утвердите структуру вместе со своим
преподавателем, чтобы избежать недоразумений.
Далее ознакомимся с тем, как написать отчёт
в зависимости от вида практики.
Как создать и оформить
титульный лист отчета по практике?
Студенты часто не понимают, как правильно оформить
титульный лист при сдаче отчёта. Рассказываем правила оформления титульника в
отчёте.
- В «шапке»
титульного листа должны находиться данные о ВУЗе. Например, логотип. Найти
шапку чаще всего можно на сайте учебного заведения. Если у ВУЗа нет «шапки», то
пишем его название;
- В
середине листа указывается тип работы. В нашем случае это будет «Название
практики» + практика»;
- Вносим на
титульный лист тему;
- В нижнем
правом углу указываем: город нахождения Вуза, год сдачи работы;
- Туда же
вписываем преподавателя, который принимает отчёт;
- После
куратора прописываем ФИО автора и курс;
- Не
забываем проверить, что размеры полей установлены по ГОСТ (в
соответствии с 2022 годом).
В интернет-пространстве возможно найти шаблоны
титульного листа. Однако, стоит внимательно проверить, подходит ли тот или иной
вариант под ГОСТ.
Пример того, как можно оформить
титульный лист:
Ознакомительная (учебная) практика: особенности
написания и оформления
После того, как мы разобрались с ГОСТ и
основными требованиями, приступаем к написанию работы.
Ознакомительная практика отличается тем, что основой в
ней является теоретическая часть. По этой причине оцениваются не практические
навыки, а знания студента.
Отчёт чаще всего представляет собой реферат по пройденной учебной
литературе. В некоторых случаях студент исследует конкретную компанию.
После того, как мы собрали необходимую
информацию, следуем следующим правилам:
- Если практика не на базе конкретного
заведения, в первую очередь открываем список литературы, которую выдает
куратор. В ином случае самостоятельно подбираем литературу в соответствии с
темой. ГОСТ 2022 не регулирует требования по
подбору литературы. Однако, не рекомендуется использовать работы старше 5-ти
лет.
- Пишем
теоретическую часть. Рекомендуется заранее проверить её на антиплагиат. Теоретическая часть
может включать в себя несколько разделов.
- При
наличии практической части, заполняем календарный план. Его структура должна
быть выдана преподавателем или находиться в методичке. Основная проблема
заключается в том, что практика меняется в зависимости от направления
учебы и требований ВУЗа. Универсальный дневник не существует.
- В
заключении описываем свои впечатления от организации или научной работы. Делаем
основные выводы.
Ознакомительная практика просто в написании отчёта,
если студент ранее писал курсовую работу.
Как заполнить и оформить календарный план отчета?
Если конкретных указаний по заполнению нет, то дневник
практики заполняется по схеме «этап прохождения практики – дата – отметка
руководителя». Приводим пример заполнения дневника далее.
Чтобы оформление не выбивалось из общего стиля,
опираемся на основные правила ГОСТ и требования ВУЗа.
Пример календарного плана при прохождении учебной практики:
Теперь, когда вы заполнили календарный план, можно смело
защищать отчёт на отлично!
Производственная практика: написание отчёта
Если практика
производственная, структура написания работы не меняется. Но помимо
теоретической части теперь предстоит столкнуться с практической.
Помните,
что производственная практика – это знакомство с настоящим
рабочим местом. Не забудьте упомянуть в отчёте, что вы ознакомились с уставом
организации и правилами эксплуатации оборудования.
Отнестись
к практической работе необходимо ответственно, ведь иначе руководитель
организации может внести в дневник все недочеты студента. Более того,
плохая характеристика сослужит плохую службу после выпуска.
В
некоторых ВУЗах от студентов требуют описывать свое психическое состояние при
прохождении практики.
Разберем
основные этапы написания отчёта.
1. Пишем
теоретическую часть. Часто она может включать решение практических задач.
Уточните у своего куратора, что конкретно требуется по вашей теме. На 4 курсом практика
часто включает личные исследования или разработки автора;
2.
Переходим
к практической части и пишем отчёт. Всегда, вне зависимости от курса,
необходимо дать компании характеристику и описать ее деятельность.
Наиболее
распространенный план характеристики:
- Подробно
описываем структуру организации когда пишем отчёт, её отделы, их
взаимодействие;
- Деятельность
организации и условия ее обеспечения;
- Раскрываем
и даем характеристику отделу, с которым мы взаимодействовали в процессе
практики.
3.
Самое
сложное при написании отчёта – это «специальная часть». Она меняется
зависимости от специальности практиканта.
В этом разделе
необходимо описать, с какими проблемами пришлось столкнуться во время
прохождения практики. Рекомендуется подробно описать, какой путь решения
проблем избрал обучающийся.
4. При
написании заключения описываем все выводы, которые были сделаны при прохождении
практики.
Этот раздел также
включает в себя общую оценку места прохождения практики.
Производственная практика: дневник
Если практика производственная,
то дневник является необходимостью в соответствии с требованиями. Он
представляет собой сердце практики. Именно с помощью него куратор будет
оценивать работу.
Дневник выдается на кафедре или на месте прохождения
практики. Основные отличия от ознакомительной практики:
- Всегда
включает практические занятия;
- В
некоторых ВУЗах при прохождении практики требуется конкретное описание
посещения организации;
- В
обязательном порядке дневник должен включать информацию и решении той
или иной задачи. К примеру, если студент является бухгалтером, то в дневнике
должен быть зафиксирован бухгалтерский отчёт;
- Дневник обязательно должны подписать директора
компании, в которой студент проходит производственную практику. Часто оценка за
практику также выставляется ими.
Возможно рукописное оформление дневника.
Но важно помнить, что текст обязан быть читаемым. Рекомендуется использовать
текстовый редактор, чтобы избежать недоразумений с проверяющими.
Комментарии куратора, полученные в процессе
прохождения практики, возможно перепечатывать в Word. Не забывайте, что после этого руководитель
обязан подтвердить написанное.
Пример дневника производственной практики:
Наиболее часто в дневник вносят данные
о:
- Применяемых
методах;
- Расчётах;
- Результатах
анализа;
- Своих
эмоциях, чувствах (на гуманитарных специальностях).
Оформление производственной практики: главные особенности
Оформление этого вида практики мало отличается от учебного. Однако, мы
рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:
- Составление
списка литературы требует особо внимательного подхода. Для того чтобы оформить
список правильно, сначала указываем нормативные акты. После этого вписываем
монографии, далее – учебники. При необходимости после учебной литературы
указываем журналы, далее идут интернет-источники.
- Графические
изображения помещаются в приложение. Оформление по требованиям ГОСТ.
Дипломная практика: особенности написания отчёта
Преддипломная (или дипломная) практика является
самым важным этапом обучения. В этом случае студенту необходимо показать все
свои знания, полученные ранее.
Дипломная практика
призвана помочь студенту познакомиться с темой своего диплома с другой стороны.
Практически всегда является практической главой диплома. Главная цель практики
– раскрыть проблему диплома и описать пути ее решения.
Дипломная практика
схожа с производственной, но при этом от студента требуется более глубокое и
сложное исследование.
При прохождении этого вида практики мы рекомендуем
постараться зарекомендовать себя перед работодателем.
Особенности написания каждого раздела отчёта:
1. При
составлении введения особое внимание необходимо обратить на заполнения пунктов
«цель» и «задачи». Опираться необходимо на то, какой является ваша
специальность. Рекомендуется обсудить это с куратором.
К
примеру, если вы проходите юридическую практику, то во введении необходимо
будет приложить созданные вами документы. Психологам часто необходимо упомянуть
о разработанных методах.
2. Дипломная практика должна включать характеристику
организации. В отличие от производственной, характеристика должны быть более
подробной. Главная особенность в том, что при прохождении дипломной практики
студент находится не на ознакомительных позициях.
Необходимо
указать в основной части:
- Общую
характеристику организации, в которой проходила практика;
- Функции
каждого отдела организации;
- Проанализировать
проблемы, которые снижают эффективность организации;
- Выразить
личное мнение по поводу организации;
- Дополнить
информацию выводами и расчётами. Оформление осуществляется по ГОСТ;
- Все
моменты, связанные с прохождением и сдачей практики. Отчёт должен
состоять из практической части на более, чем 75%;
- При
написании отчёта по этому виду практики необходимо обратиться к руководителю практики,
чтобы он составил характеристику на студента;
- После
того, как вы написали отчёт и заполнили дневник, проанализируйте
свои достижения и ошибки.
3. Список
литературы рекомендуется заполнять по мере прохождения практики и написания
отчёта.
Заполняется
отчёт в соответствии с ГОСТ 2022 года.
Как оформить отчёт по практике по ГОСТ: общие советы в 2023 году
После того, как мы написали основной текст, необходимо
обработать дополнительную информацию. Учимся работать с приложением, вносить в отчёт
графики и расчёты с формулами. Показываем примеры, как оформить по ГОСТ.
Пример оформления содержания:
Качественное резюмирование необходимо для получения хорошей
оценки по всем видам практики. Дадим несколько кратких советов, которые помогут
точно получить «отлично»:
- Оформление должно соответствовать ГОСТ и
требованиям кафедры. Узнайте у своего куратора требования к шрифту и структуре;
- Используйте
для нумераций приложений/рисунков только буквы русского алфавита;
- Обратите
особое внимание на то, как оформлять таблицы. Дневник практики всегда в
табличном формате, поэтому ошибка в оформлении может привести к снижению
оценки;
- Не
забудьте настроить нумерацию страниц. Важно помнить, что титульный лист не
нумеруется;
- Если вы
вставляете в работу схему, проследите, чтобы она была достаточно наглядной и не
вызывало у преподавателя вопросов. Если необходимо внести уточнения и
расшифровку, текст вписывается на страницу нужного приложения;
- Проследите
за качеством изображения. Если при печати «покажутся» ошибки, то отчёт
придется переделывать. ГОСТ не регулирует размер или разрешение
рисунков, но куратор не примет работу с размытыми схемами;
- При
составлении списка литературы опирайтесь на ГОСТ 7.1-84. На каждый
источник, который вы укажите, должна быть ссылка в тексте. Ссылка оформляется
по шаблону: текст [номер
источника].
Как оформить
дополнительные материалы?
Когда студент заполняет дневник практики, часто
возникает необходимость в оформлении приложения. Это связано с тем, что в
таблице просто не поместится большое изображение или фотография (к примеру, у
педагогов часто требуется вести ежедневый фотоотчет).
Кратко расскажем, как оформить приложение.
- Приложение
находится в конце всей работы. В оглавление необходимо указать его как
заголовок. Указывают единожды вне зависимости от количества приложений. Для
того чтобы обновить содержание, необходимо использовать функцию «Обновить
страницы и заголовки»;
- Каждое
приложение выделяется на отдельный лист с помощью «Вставка – разрыв страницы»;
- Каждое приложение нумеруется отдельно;
- Для того чтобы
сделать ссылку на приложение в дневнике, по ГОСТ необходимо написать
(см. Приложение) и подписать его номер;
- В
социологических исследованиях, когда пишется отчёт, необходимо
прикладывать и оформлять отдельно опросники и социологические исследования.
Работа с приложением показывает, что студент
ответственно подходит к практике, что добавит пару баллов. Пример оформления
приложения при заполнении отчёта: