Содержание
- Что делает научный руководитель?
- Когда начать поиск научника и выбор темы?
- Как попросить преподавателя стать твоим научным руководителем?
- Как правильно общаться с научным руководителем по переписке?
В
жизни каждого студента наступает момент Х – день выбора научного
руководителя, который поможет собрать мысли в кучу и направить их на
создание единственной и неповторимой дипломной или курсовой работы.
Порой научрука назначает деканат, и вот тут придется хорошенько попотеть, чтобы
выстроить дружелюбные отношения с тем, от кого зависит судьба твоего детища.
Что делает научный руководитель?
Кто
такой научник и что входит в его обязанности? По
правилам он:
- помогает студенту определиться с методом
исследования;
- консультирует по рабочим вопросам;
- анализирует и корректирует содержание
работы;
- оценивает качество дипломной/курсовой
работы и пишет на нее отзыв;
- уведомляет деканат, если учащийся
просрочил сдачу.
Все
это – основа, которой придерживается каждый научный руководитель, однако существует
и обратная сторона медали: если научник симпатизирует студенту и у них
сложились хорошие отношения, то перед последним открывается ряд дополнительных
преимуществ:
- советует тему работы, а иногда даже
предлагает готовые варианты;
- рекомендует литературу, которая
гарантирует стопроцентное попадание в тематику;
- конкретно указывает на ошибки в черновике;
- пишет хвалебную рецензию, чтобы вызвать
одобрение комиссии;
- горой стоит за студента на защите работы и
всячески отстаивает его профессиональный подход.
Помимо
этого, научный руководитель может сделать гораздо больше, если конечно,
студент является его любимчиком или заслужит такое внимательное отношение:
например, напишет введение, заключение и выводы к каждому разделу, поможет
грамотно структурировать работу, научит писать речь на защиту и многое другое.
А
что, если отношения с научруком оставляют желать лучшего или того хуже, между
вами откровенная неприязнь? Срочно исправлять ситуацию! Любым способом!
Отрицательно настроенный научник будет придираться к каждому слову, твердить о
недостатке данных и требовать больше конкретики. А еще он никогда не даст дельный
совет, напишет разгромный отзыв и даже пальцем не шевельнет ради защиты
своего подопечного.
Вывод
– выстроить хорошие отношения с научруком необходимо уже с первых минут вашей
совместной работы. В этом поможет вежливость и ответственный подход к процессу.
Когда начать поиск научника и выбор темы?
Ответ
прост – как можно раньше. Важно понимать, что:
- Количество
студентов одного факультета может переваливать за сотню, в то время как число научных
руководителей строго ограниченно. Один педагог вряд ли возьмет под свое
крыло более 3-5 учащихся, поэтому выбирать научрука стоит еще в середине лета.
- Не
стоит оттягивать просьбу о научном руководстве, ведь желанный студентом
преподаватель может оказаться популярным, а потому любителям «тянуть кота за
хвост» приедтся выбирать из оставшихся свободных преподов.
В
худшем случае деканат сам назначит научника, с которым у студента могут быть
весьма натянутые отношения, что неблагоприятно скажется на процессе написания и
защите.
Как попросить преподавателя стать твоим научным руководителем?
Главным
образом о сотрудничестве договариваются при личной встрече. Студент
самостоятельно подходит к выбранному преподавателю и просит сделать из него джедая.
Шутка! Просит стать его научным руководителем.
Совсем
по-другому обстоят дела у тех, кому научрук назначается деканатом. Тут ни у студента, ни у преподавателя нет выбора.
Иногда
приходится просить о научном руководстве посредством переписки.
Письмо
с просьбой стать научным руководителем должно:
- быть умело и вежливо составленным;
- содержать название или наработки по
выбранной теме;
- иметь лаконичное объяснение, почему выбор
студента пал именно на этого преподавателя;
- вопрос о том, будет ли интересно
потенциальному научнику поработать вместе.
На
данном этапе не имеет смысла предлагать личную встречу для обсуждения всех
деталей: преподаватель еще не дал свое согласие.
Если
учащийся получает отказ, то не стоит расстраиваться или продолжать написывать
преподу с просьбами передумать. Необходимо перейти к запасному варианту и
повторить предложение о сотрудничестве.
Образец письма преподавателю:
Здравствуйте,
Иван Васильевич!
Я
Вася Кузнецов, студент N группы N курса очного (заочного) обучения. В этом году
мы пишем курсовые/дипломные работы по предмету «…», и мне бы хотелось работать
над ней под вашим началом. Тему я уже выбрал – «название». Я хочу поработать с
Вами, потому что ваш подход мне близок и считаю, что вместе мы сможем напить
работу на «отлично».
ИЛИ
Я
еще раздумываю над темой, но мне интересно это «…». Согласитесь ли Вы быть моим
научным руководителем? Со своей стороны гарантирую ответственный подход и
высокую скорость написания. С нетерпением жду ответа!
Эту
же формулировку можно использовать для очной просьбы, если студент стесняется
или не знает, что сказать.
После
согласия научрука назначается очная встреча для обсуждения всех деталей. К
этому времени студент должен проработать формулировку, проблему, цель и задачу
исследования, чтобы прийти на встречу подготовленным. Дальнейшее общение переносится в виртуальный мир, однако важные моменты все равно обсуждаются лично.
Как правильно общаться с научным руководителем по переписке?
В современных
реалиях общение между научником и студентом по учебной работе ведется по
электронной почте. Это проще, чем регулярное посещение кабинета. Да и к тому же
правок может быть так много, что учащемуся пришлось бы поселиться под дверью
преподавателя. А еще переписка сохраняется, поэтому при возникновении
недопонимания можно залезть в историю и обсудить спорные детали.
Большинство
студентов – молодые люди, которые вряд ли встречались с деловой перепиской и
понятия не имеют, что это такое. Они, без задней мысли, пишут своему научнику с
грамматическими ошибками, игнорируя знаки препинания и не используя прописные
буквы в начале предложений. Это не только раздражает руководителя, но и может
повлиять на его отношение к студенту.
Советы
по переписке с научруком:
1. Писать
нужно всегда с одного электронного ящика, указывая свое имя и фамилию. Научный
руководитель может у вас и один, но вы у него точно не единственный.
В
идеале логин электронного ящика должен быть понятным и иметь «деловое»
название. Никаких tvoyakiska@
и omen666@,
и уж тем более никакой пошлости и нецензурщины! Лучше всего создать отдельную
почту, назвав ее своим именем и фамилией.
2. В
начале письма здоровайтесь, а в конце прощайтесь. Да, это банальная вежливость,
которую мало кто заметит, но она может сыграть на руку и повысить лояльность научрука
к вашей персоне.
3.
Всегда
обращайтесь к научному руководителю на Вы (с прописной буквы). Это
подчеркнет ваше вежливое и уважительное отношение к руководящей персоне.
4.
Даже
черновой вариант работы должен быть максимально подробным и законченным.
Скидывать текст частями неудобно, а их проверка энергозатратна. А еще внесенные
научником правки, могут полностью перечеркнуть предыдущую главу, и ее придется
переписывать. Так зачем усложнять работу вам обоим?
5.
Вы
можете отправлять электронные письма в любое время дня и ночи, однако на
быстрый ответ рассчитывать не стоит. Тем более не надо повторно отсылать работу
каждые полчаса с вопросом «Вы уже проверили?», «Вы получили мою работу?»,
«Почему Вы так долго не отвечаете?». Если ваше общение происходит в соц.сети
(телеграмм, вконтакте, WhatsApp), то отправлять черновик можно только в рабочие
часы.
Подведем
итоги. Для наилучшего результата поддерживайте с научным руководителем теплые
отношения, не доставайте его своей навязчивостью, проявите инициативу и
покажите свою готовность трудиться.
Компания «РосДиплом» на протяжении 20 лет занимается студенческими работами и предлагает помощь студентам во всех областях и темах. Наши преимущества перед конкурентами: огромный опыт работы, лучшие авторы,
собранные со всех уголков России, гарантии успешной сдачи и оптимальной цены, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.