Содержание
- Почему так много методик по изучению языков?
- Метод Милашевича
- Метод Левенталя
- Метод Илоны Давыдовой
- Метод Шехтера
- Метод Замяткина
- Метод Байтукалова
- Метод Громыко
- Метод Драгункина
- Метод Петрова
- Метод Пимслера
- Метод Франка
- Метод Умна
- Метод Стоун
- Какой метод лучше выбрать?
Сегодня поговорим об иностранных
языках. Каждый из нас потратил 8 или больше лет в школе на их изучение. Но
может ли каждый свободно говорить, например, на английском языке? К сожалению,
нет. Но почему? Можно списать на то, что не все полиглоты, и чтобы выучить язык
нужны определенные склонности. А можно присмотреться к так называемым
«традиционным» методам преподавания и сделать вывод, они редко работают. И где
выход? Существуют нетрадиционные методы изучения языков. Давайте сегодня в них
и разберемся.
Ответ на вопрос, зачем изучать
иностранные языки, для современного человека давно закрыт. Но как среди
множества методов выбрать один, который поможет это реализовать максимально
эффективно?
Почему
так много методик по изучению языков?
Если вбить в поиск «методы изучения
языков», то выйдет множество «экспертов», знающих, что вам нужно. И чтобы не
попасться на их уловки, давайте разберем основные методы, их достоинства и
особенности.
1.
Метод Милашевича
Эту методику разработал в 90-е годы Владислав
Милашевич на Дальнем Востоке для перевода текстов с китайского. Но идея
прижилась и теперь используется для остальных языков. Методика построена на
том, что для перевода не обязательно знать все нюансы иностранного, достаточно
разобраться в структуре языка. Поэтому вся основная грамматика четко
систематизирована и представлена в виде одной таблицы, освоить которую можно
самостоятельно в течение 10 минут. Эта методика идеально подходит для тех, кто никогда еще не учил язык. И это работает, особенно с техническими текстами, то есть за 72 часа (столько длится курс) вы уже сможете переводить сложные тексты!
Так, совершенно незнакомые с английским языком (к примеру) уже после нескольких уроков могли понять статью из научного журнала. Но есть и минус: полное отсутствие навыков разговорной речи.
2.
Метод Левенталя
Методика Левенталя противоположна методу Милашевича,
а лучше сказать: они преследуют разные цели. Левенталь научит вас говорить. В
основе методики лежит живой американский язык. Однако, быстрого результата
ждать не стоит. Сам Виталий Левенталь говорил, что только ежедневный труд и
усердие приведут к желаемой цели. Но это не сухая методичка с набором правил.
Наоборот, методика содержит много юмора, сленга, которые помогают студенту вжиться
в роль американского подростка. Как раз то, чего не хватает в школе.
3.
Метод Илоны
Давыдовой
Те, кто жили в 90-х могут помнить нашумевший метод
Илоны Давыдовой. Ходил слух, что существуют кассеты, на которых записаны некие
сигналы, помогающие быстро выучить иностранный язык без особых усилий. Эти
сигналы должны были проникнуть в мозг и успешно закрепить там знания. Впрочем,
отбросив антинаучные сплетни, аудиозаписи и книжки, которые шли в комплекте,
были довольно хороши. Благодаря им можно было добиться хороших результатов. Но
этот метод не дает теоретических знаний, то есть подойдет тем, кто имеет некую
базу и хочет расширить словарный запас. Последнее вполне реально, потому что
уроки построены на системе «слушай-повторяй» и разбиты на определенные темы.
4.
Метод Шехтера
Так же, как и метод Давыдовой, метод Шехтера обрел
популярность в 90-х годах, отличие в том, что он не нуждался в рекламе, он
доказывал свою пользу на практике.
Главный принцип: «Речь человека – естественный
процесс, а не набор заученных фраз».
Можно выделить следующие особенности
данной методики:
-
Актуализация
знаний. Один из излюбленных способов – ролевые игры, в процессе которых студент
преодолевает языковой барьер и страх совершить ошибку. Цель – не вспомнить выученные
слова, а с помощью импровизации решить поставленную преподавателем задачу.
-
Цикличность
преподавания. Весь курс состоит из трех циклов. Первый – развитие межличностного
общения на бытовом уровне и базовых навыков чтения. Допускается наличие
грамматических ошибок, главное быть понятым собеседником. Второй –
корректировка ошибок первого цикла. Начинается изучение грамматики с целью
восполнить пробелы. Студенты, к примеру, уже участвуют в обсуждении фильмов, то
есть могут выразить свои эмоции. И заключительный третий – дискуссии. Студент
умеет не только выразить свое мнение, но и отстоять его в споре, то есть
свободно владеет языком.
-
Задача
преподавателя – отслеживать переходы между циклами и направлять беседу в нужное
русло. Шехтер считал, что только живое общение способно пробудить в человеке
желание учить язык, а контрольные и тесты лишь загоняют в рамки и убивают
творческую инициативу у студента.
5.
Метод Замяткина
Метод подходит студентам, кто хочет изучить язык в
сжатые сроки. Она сводится к матрице, которая состоит их трех пунктов:
прослушивание текста (не менее двух часов в сутки), повторное прослушивание с параллельным
просмотром напечатанного текста, чтение вслух прослушанного текста. Совместная
работа слухового и речевого аппарата воздействуют на бессознательные структуры
мозга, что способствует запоминанию конструкций и слов.
6.
Метод
Байтукалова
Еще один матричный метод, уже доказавший свою
полезность. Отличие лишь в том, что аудиоуроки заменяются на видео. По мнению
Тимура Байтукалова, лучший метод для изучения иностранного языка – видео и
фильмы. И сам рекомендовал некоторые. Например, фильм «12 разгневанных мужчин»,
который построен на сплошных диалогах. Но мало просто смотреть, нужно повторять
за актерами реплики, даже если вы не понимаете их смысл. Другими словами –
простое механическое заучивание.
7.
Метод Громыко
Довольно своеобразный метод изучения иностранных
языков, но он гарантирует быстрый результат, по словам ее же автора. Методику
называют часто спортивной за ее специфический способ организации уроков. Каждое
занятие – тренировка в паре направленная на прокачку мышц, ответственных за
речь путем повторения заученных фраз и выражений. То есть каждый урок нацелен
на стимулирование мозга запоминать нагрузку мышц при проговаривании иностранных
слов. Плюс этого метода – увлекательные энергозатратные занятия, которых не
встретить ни в одной другой методике. Минус – невозможность самостоятельного
изучения.
8.
Метод Драгункина
Еще один метод из 90-х, которым пользуются и
сегодня. Александр Драгункин создал собственную грамматику английского языка.
Например, 12 языков он свел к 4, практически исключил использование артиклей и
разработал новую транскрипцию. Цель метода – не учить, а научить. Важны
практические результаты - ученик смог заговорить. Студент должен осознать почему
так и не иначе построена фраза, диалог, речь. Весь курс рассчитан на 15 дней по
2 часа в день. Однако, отзывы о методике неоднозначны. Кто-то благодарит
создателя за те результаты, которых они достигли, а кто-то нелестно отзывается,
не советуя повторять их ошибок. Метод может запутать в силу тот что автор
предлагает альтернативные правила языка, отличающиеся от общепринятых.
9.
Метод Петрова
Не секрет, что иностранный язык у многих вызывает
страх и ужас. Именно с этим барьером борется метод. Дмитрий Петров создает
дружелюбную атмосферу на своих занятиях, и располагает к себе учеников, чтобы
они избавились боязни языка и полюбили его. Именно в общении рождается язык, а
не в заучивании правил – главный принцип этой методики. Плюс методики –
скорость прохождения курса (всего 16 часов).
10.
Метод Пимслера
Этот метод изучения иностранных языков стал всемирно
известным благодаря сверхбыстрой скорости преподавания. 30 уроков по 30 минут,
в целом 15 часов обучения. Но особенность курса в том, что он не аудиальный, а
аудилингвиальный, вы тоже должны говорить вместе с диктором. Поэтому его нельзя
слушать в дороге на работу или пока занимаетесь спортом, вы должны быть сконцентрированы
только на записи и диалоге.
11.
Метод Франка
Способ изучения иностранного языка, основанный на
чтении книг, адаптированных специальным способом. Предложение разбивается на
блоки и после проставляется перевод в скобках. Большой плюс в том, что такие книги
продаются в комплекте с аудиоматериалом. Техника метода базируется на том, что
нашему мозгу свойственно запоминать то, что часто мелькает перед глазами, что
направлено на увеличение пассивного словарного запаса.
12.
Метод Умна
Метод изложен в небольшой книжке (всего 50 страниц),
в которой Умрюхин делится своим опытом изучения языков. Он основывается на
методе энграмм (следов в памяти), который описывает вырабатывание рефлексов у
животных или младенцев. Книга описывает 3 этапа погружения в иностранный язык.
Вначале – ученик читает простейшие тексты, в середине пути – ученик понимает на
слух аудиоуроки и сможет осуществить различные действия, например, заказать
еду. В конце – пусть и с ошибками, но свободно говорит на иностранном языке и
понимает, что ему отвечают. Нужно лишь уделить 20 минут в день чтению этой
книги.
13.
Метод Стоун
Это не просто метод, а постоянно развивающееся
обучающее программное обеспечения. Подходит всем, кто изучает свой первый
иностранный язык. Все обучение строится на интуитивном исследовании грамматики,
синтаксиса и речевых оборотов. Программа отслеживает процесс ученика и
постепенно усложняет предлагаемые задания. Если вы проводите много времени
перед экраном компьютера, то этот метод вам безусловно подойдет.
Какой метод лучше выбрать?
Мы разобрали тринадцать методов. Тринадцать! И это
далеко не все. Но, к сожалению, среди такого количества не найдется лучшего,
каждый нацелен на свой результат и использует различные способы, поэтому ни
один не гарантирует 100% результат. Так как же выбрать наиболее
эффективный метод? Учитывайте свои индивидуальные особенности и соотносите свой
уровень. Не все методы подходят для изучения языка с нуля, а некоторые наоборот
рассматривают только начальный уровень.
На выбор может повлиять ваш тип восприятия
информации. Если вы не знаете к какому типу относитесь, то вот небольшая
подсказка:
- Аудиалы – доминирует орган слуха, информация лучше
запоминается посредством звуков, мелодий, тембров.
- Визуалы – доминирует зрительная система, для них
важны цвет, форма и картинка.
- Кинестетики – люди, воспринимающие мир с помочью
осязания (то есть прикосновений).
- Дигиталы – доминирует логика и внутренний диалог.
Помните, что методики концентрируются на одном или
двух аспектах языка (грамматика, речь, чтение или понимание на слух). И
развивают их в разной степени в зависимости от взглядов автора, которому вы
всецело доверяете. Но если это слишком сложно для вас, то лучше обратиться за
помощью к репетитору, которому вы можете высказать свои пожелания.
Сегодня
иностранный язык – это необходимость. И раз школа не хочет нас учить ему
должным образом, будем делать это самостоятельно с помощью различных методик. А
если вы испытываете трудности с переводами, контрольными или другими работами,
связанными с языком, с вами всегда на связи наши специалисты, работающие на
благо всем студентам.