Содержание
- Как правильно оформить курсовую работу в 2023 году: примеры и образцы
- Регламентирующий стандарт
- Общие требования к курсовой работе
- Оформление содержания работы
- Как правильно оформить введение по ГОСТу?
- Оформление основного текста курсовой работы
- Оформление заключения в курсовой работе
- Правила оформления библиографического списка
- Оформление ссылок и содержания в Word
- Как правильно оформить иллюстрации
- Оформление формул
Для получения хорошей оценки на защите недостаточно найти и проанализировать информацию по выбранной вами теме курсовой работы. Грамотное и правильное оформление, которое соответствует действующему ГОСТу – это еще один критерий, который оказывает
непосредственное влияние на итоговый балл по предмету. Зачастую студентам приходится самостоятельно читать все статьи ГОСТа, чтобы понять все тонкости оформления работу. Мы решили упростить данную задачу: в статье собраны основные требования
к оформлению курсовой работы, чтобы вы ничего не упустили при сдаче.
Регламентирующий
стандарт
Все стандарты
оформления курсовых работ закреплены
в нормативном документе, поэтому во всех ВУЗах несмотря на некоторые расхождения практикуется единый подход к оформлению курсовых работ. В 2023 году стандарт практически не претерпел изменений с прошлого года, хотя иногда правки
все-таки активно вносятся. Если проигнорировать установленные требования, то вам просто не удастся защитить вашу курсовую работу. Для того чтобы избежать возможного недопонимания и неприятностей, необходимо будет соблюдать все моменты оформления.
Основной стандарт,
который используется в учебных заведениях для регламентирования оформления
текстовых документов, в перечень которых входит и курсовая работа – это ГОСТ
7.32–2017. Силу этот стандарт получил с 1 июля 2018 года после утверждения
приказа Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24
октября 2017 г. № 1494-ст. Стоит отметить, что это именно тот момент, когда
новый стандарт заменил старый ГОСТ 7.32—2001, внеся в него ряд изменений.
Однако некоторые правила оформления письменных работ закреплены и в других
аналогичных документах: для того, чтобы оформить
список использованной литературы и источников, применяются ГОСТ Р
7.0.5–2008, ГОСТ 7.1–2003, ГОСТ 7.80–2000. Однако требования в этих стандартах
не противоречат друг другу, поэтому все правила можно объединить в несколько
страниц. Ниже мы привели все действующие в 2023 году правила для оформления
курсовых работ.
Общие
требования к курсовой работе
Сначала поговорим о
главной основе любой курсовой работы – это шрифт. По ГОСТу размер шрифта не
должен быть меньше, чем 12 пт. Конкретное название шрифта не указано, однако
стандартно студентам рекомендуют использовать Times New Roman. Также в стандарте вы можете найти
правила для выбора межстрочного интервала и всех необходимых отступов:
- Межстрочный интервал – полуторный;
- Новый абзац начинается с красной строки,
отступ у которой должен быть равен 1,25 см;
- Выравнивание текста обязательно должно
быть по ширине;
- Устанавливаются и конкретные значения
полей листа: левое поле составляет 3 см, правое – 1 см, а верхние и нижние поля
имеют отметку 2 см.
Эти правила оформления
являются базовыми – они практически никогда не изменяются, даже если вносятся
уточнения в ГОСТ. Однако здесь стоит прояснить один момент: некоторые ВУЗы
дополнительно разрабатывают стандарт на базе учебного учреждения, который может
уточнять или изменять некоторые правила оформления и структуры курсовой работы. Именно поэтому не забудьте ознакомиться
и со стандартом ВУЗа, в котором вы оформляете работу. Его обычно можно скачать
на официальном сайте учебного заведения.
Как
правильно оформить титульный лист?
Когда вы установили
необходимые значения ввода текста, рекомендуется сразу перейти к оформлению титульного листа. Этот раздел должен
включать в свою структуру следующую информацию:
- Наименование ВУЗа (размещается в шапке
титульника);
- Название кафедры (размещается в центре
ниже);
- Тема курсовой работы и предмет, для
которого вы ее пишите (на центральной части страницы;
- ФИО студента, преподавателя со всеми
регалиями (внизу справа).
Образец титульного
листа курсовой работы.
Вы можете пойти более сложным
путем и самостоятельно набрать титульный лист в Worde, но большинство студентов
скачивают пример титульного листа и просто вносят туда свои данные. Пример
титульного листа приведен ниже.
Оформление
содержания работы
Структура курсовой
работы обязательно содержит ряд элементов: титульник, раздел с содержанием, введение к работе, главы,
заключение, список использованных источников и приложения (последняя часть
необязательна в некоторых работах). Содержание оформляется таким образом, чтобы
были прописаны названия всех глав, а также страницы, где они начинаются. Чаще
всего для этого можно использовать автоматическую функцию, которая встроена в Word.
Образец правильного содержания курсовой работы.
Все заголовки и пункты,
на которые разделена курсовая работа, обязательно прописываются в центре
страницы и занимают первую строку. Не разрешается ставить точку после
заголовка. Поскольку работа разделена на главы и параграфы, то интервал между
ними должен составлять 1,5. При необходимости вы также можете найти
автоматический шаблон для оформления содержания и глав, либо воспользуйтесь
нашим Примером 2, где наглядно показано верное содержание курсовой.
Как
правильно оформить введение по ГОСТу?
Введение – это вводная
часть для вашей курсовой работы, где вы указываете основные цели и задачи
вашего исследования. Большая часть этого раздела занимает аннотация к
представленному вам материалу, но при этом некоторые части введения обязательно
должны быть учтены и использованы. В качестве таких разделов выделяют следующие
части:
- Актуальность темы – здесь необходимо
обосновать, какую роль играет ваше исследование и почему работа подлежит
изучению в современных реалиях. Здесь необходимо связать вашу цель работы с
существующей ситуации в отрасли или дисциплине, которые вы рассматриваете.
- Степень освещенности проблемы в
настоящий момент. Здесь необходимо затронуть источники и авторов, которые ранее
уже работали с этой темой. Также проведите короткий анализ того, как полно была
исследована эта тема в работах ученых, научных журналах, учебниках и т.д.
Можете воспользоваться анализом источников, которые вы сами брали за основу
своей курсовой работы.
- Методологическая основа курсовой. Здесь
вы вкратце описываете методы, которыми вы пользовались в процессе написания
своей работы (синтез, анализ, маркетинговое исследование, опрос и т.д.)
- Цели и задачи (в некоторых случаях
требуется указать объект и предмет исследования).
ГОСТ устанавливает
примерные рамки для объема части введения – оно не должно превышать 3-5
страниц. Здесь также можно дополнительно уточнить этот момент в нормативном
акте вашего ВУЗа.
Оформление
основного текста курсовой работы
Здесь используются
максимально простые правила для оформления, которые полностью аналогичны тем,
которые мы использовали для создания титульного листа:
- Основной шрифт для написания текста - Times New Roman;
- Размер шрифта – 14пт;
- Используйте межстрочный интервал в 1,5;
- Размеры полей остаются неизменными:
нижнее и левое составляют 2 см, верхнее – 3 см, а правое – 1 см;
- Используйте выравнивание текста по
ширине.
Объем курсовой работы –
это уже более сложный вопрос, поскольку он зависит от конкретных требований
вашего ВУЗа, а также от специфики вашей работы. Данное требование лучше
уточнить у научного руководителя, который будет проверять работу, поскольку на
финальный объем вашей работы непосредственное влияние окажет и сама выбранная
тематика. Если же говорить о средних показателях, то обычно курсовая содержит
30-50 страниц текста. Преподаватели редко обращают внимание именно на объем
курсовой работы: главное, чтобы вы раскрыли полностью тему. Лишняя «вода»,
которая необходима исключительно для объема текста, не прибавит вам
дополнительных баллов за работу, поэтому лучше обойтись без пустых фраз.
Также обратите внимание
на особенности нумерации по ГОСТу – она должна быть сквозной, а номер
проставляются внизу страницы. Обратите внимание, что титульный лист нумеровать
не нужно, хотя он и считается при нумерации. Есть еще одна особенность
технических дисциплин в некоторых ВУЗах: вас могут попросить поместить текст в
рамку. Для таких случаев в Word есть специальная функция для ее создания, либо вы можете воспользоваться шаблоном, который есть в интернете.
Оформление
заключения в курсовой работе
Заключение – это
завершающая часть вашей курсовой работы, где еще раз подводятся итоги и
резюмируются выводы. Здесь вы должны отметить, какой вывод сделали по
результатам вашего анализа информации, для каких целей она может использоваться
в дальнейшем, а также в чем ценность и значимость освещенной вами темы. Все эти
пункты обязательно должны быть затронуты в заключении.
Рекомендуется каждый
вывод выносить в отдельный абзац, чтобы в вашем заключении можно было легко
ориентироваться. Также обязательно отметьте, была ли достигнута цель
исследования и все задачи, вынесенные ранее во введении. Точный объем для
заключения не установлен, но стандартно для него отводят 1-2 страницы.
Правила
оформления библиографического списка
Именно этот пункт часто
вызывает затруднения у студентов, поскольку здесь необходимо соблюдать четкую
структуру оформления. Источники располагаются в следующем порядке:
- Нормативно-правовые акты.
- Монографическая литература, журналы и
публицистика (обязательно должны быть расположены в алфавитном порядке).
- Иностранная литература.
- Электронные источники из Интернета.
Образец правильного оформления списка литературы курсовой работы.
При написании ссылки
лучше воспользоваться стандартом, который введен у вас в ВУЗе, поскольку здесь
правила так же могут сильно отличаться. В Примере 3 приведен правильно оформленный
список литературы.
Для курсовой работы недостаточно разместить список литературы после всего основного текста. Ссылки должны быть размещены по всем разделам и главам. Как только в тексте приводится цитата из того или иного источника, необходимо проставить в конце квадратные
скобки, где указан номер источника в списке литературы. В зависимости от требований ВУЗа ссылка может содержать только номер источника либо дополнительно указывается страница, где размещен данный текст.
Несколько слов стоит и
сказать и о самом оформлении наименования источника в общем библиографическом
списке. Не каждый студент сможет быстро справиться с подобной задачей.
Преподаватели с большим опытом могут сразу сказать, скачали ли эту работу, или
студент трудился над ней самостоятельно. Для того чтобы к вашему списку
литературы не придрались во время проверки, рекомендуется соблюдать несколько
неофициальных правил:
- Источники должны быть максимально
свежими – нельзя использовать литературу старше 4-5 лет;
- Если необходимо привести информацию из
правовых актов, то убедитесь, что используете последнюю редакцию;
- Каждый источник должен иметь ссылку или
сноску в тексте;
- Лучше использовать максимальное
количество научных статей в тексте и уменьшить количество учебных пособий.
Оформление
ссылок и содержания в Word
Возможности Microsoft Word позволяют
не мучиться с набором содержания и списком литературы вручную. Для этого здесь
предусмотрен ряд автоматических функций, которые позволят вам создать
аккуратное и правильное содержание с библиографическим списком с минимальными
затратами сил и времени. Для того, чтобы сделать содержание вам необходимо:
- Все главы должны иметь стиль Заголовок
1, а подпункты – Заголовок 2 и т.д. Введение, список литературы и заключения
также должны принадлежать к одному из стилей (их можно установить и
отредактировать во вкладке Главная – Стили).
- Устанавливаете курсор на страницу, где
необходимо разместить содержание. Переходите во вкладку Ссылки-Оглавление, там
выбираете параметр Оглавление.
- Перед вами появится окно, где вы можете
установить все необходимые параметры внешнего вида содержания. После этого
нажимаете «Ок» и содержание автоматически формируется на странице.
- Если вы вносите изменения в текст, то
готовое содержание нужно будет обновить. Для этого нажмите правой кнопкой по
полю с вашим содержанием и выберите «Обновить». Вы сможете полностью обновить
содержание либо только страницы.
Для списка литературы
также есть автоматическая функция. Она располагается также на вкладке «Ссылки».
Если вам нужно просто собрать список литературы, то выбираете графу «Ссылки и
списки литературы» и нажимаете команду «Список литературы». Также некоторые
ВУЗы могут требовать вставку сносок по тексту: инструмент для этого находится
здесь же в графе «Сноски». Достаточно просто нажать команду «Вставить сноску» и
ниже ввести название источника.
Как
правильно оформить иллюстрации
Большинство курсовых
проектов также требуют вставок картинок и иллюстраций для более наглядного
представления информации. Здесь тоже существуют определенные правила, которые
необходимо будет соблюдать. В перечень иллюстраций входят графики, схемы и
картинки. Их обязательно следует располагать после основного текста, где
упоминается информация из них. Каждой иллюстрации присваивается свое название и
номер – при этом нумерация также должна быть сквозная.
Если же для
визуализации вам необходимо разместить большие схемы или чертежи, то их нецелесообразно
включать в основные разделы работы. Лучше вынести их в приложение.
Оформление
формул
Этот пункт актуален не
только для технических, но и для экономических дисциплин. Именно этот пункт
может вызвать большое количество ошибок у студентов. Все формулы сначала
вводятся в буквенном выражении и размещаются в середине листа. Ниже обязательно
проводится расшифровка каждой переменной. Все уравнения и формулы должны
выноситься на отдельную строку от текста – справа от самого уравнения
проводится нумерация вставленных формул (для этого используются числа,
заключенные в круглые скобки).
Подводя итог, стоит
отметить, что требования к курсовым работам практически не изменились с
прошлого года. Однако рекомендуется всегда пользоваться только самыми свежими
источниками, поскольку даже небольшое несоблюдение правил может стать причиной
снижения оценки за курсовую работу. Незначительно может поменяться требуемый
объем курсовой работы, а также особенности шрифта. Правильно оформленная курсовая
работа – это один из критериев оценки, поэтому не стоит пренебрегать
установленными правилами.
Компания «РосДиплом» на протяжении 20 лет занимается студенческими работами и предлагает помощь студентам во всех областях и темах. Наши преимущества перед конкурентами: огромный опыт работы, лучшие авторы,
собранные со всех уголков России, гарантии успешной сдачи и оптимальной цены, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.