Содержание
- Проблемы, вызванные пандемией
- Влияние пандемии на организацию обучения
- Влияние пандемии на студентов и преподавателей
Ректоры
ведущих ВУЗов России оценили ситуацию с влиянием пандемии на обучение и пришли
к выводу, что высшее образование справилось с ее последствиями. Якобы все, кто
должен был за 2 года пандемии сдать дипломную работу и выпуститься - успешно
окончили обучение, а все, кто только поступил - успешно начали учебный процесс.
Однако так ли это на самом деле?
Проблемы, вызванные пандемией
Пандемия коронавируса сказалась на
всех сферах жизни человека, не обойдя при этом и образование. Вообще,
образование - это право каждого человека вне зависимости от социальных условий,
уровня жизни и проч. Однако осуществление этого право оказалось под угрозой, т.
к. не все образовательные учреждения были готовы перейти на удаленный режим
работы и применять другие меры безопасности в период пандемии на практике. Все
это следствие недостаточного финансирования образовательных учреждений в
России. В период пандемии
COVID-19 ВУЗы столкнулись со следующими проблемами:
- организация полноценного процесса;
- подготовка персонала;
- техническое оснащение и формула дистанционного обучения в принципе.
При
этом пандемия еще сильнее провела грань между ВУЗами, которые получают
достаточно финансирования и ВУЗами, которые итак страдали от нехватки средств.
Однако
если сравнивать влияние пандемии
ковида на все уровни образования, то именно на высшее оно
было минимальным. Больше всего пострадали медицинские, инженерные и прочие
специализации, для которых сложно организовать полноценное дистанционное
обучение. Студенты и преподаватели гуманитарных дисциплин быстро адаптировались
к новым условиям.
Влияние пандемии на организацию обучения
Стоит
отметить, что в России в период пандемии активно применялись меры поддержки
системы образования, например, активно использовались все возможные
альтернативные методы образования, а также экстренно повышался уровень
технической подготовки педагогов, а также использовались методы оценки
образования.
Многие
считают, что дистанционный формат обучения был крайне неудобен, однако, он
послужил не только безопасным выходом из ситуации, но и имел несколько весомых
преимуществ, например, экономия времени на передвижение до ВУЗа и обратно как
для студентов, так и для преподавателей.
В
целом организация дистанционного обучения и прочих мер поддержки образования в
России были на достойном уровне, если учесть, что меры поддержки нужно было
внедрить в систему образования максимально быстро.
Способствовали
адаптации сферы образования к дистанционному формату обучения уже
подготовленные для этого такие онлайн-платформы, как Zoom и Skype. Именно эти
программы стали настоящим спасением при переходе на онлайн-формат обучения. При
этом даже некоторые пробелы в технической подготовке педагогов не были столь
ощутимы из-за простоты и широкой сферы применения Zoom и Skype. Многие студенты
и преподаватели уже пользовались этими платформами до пандемии коронавируса и их освоение
на дистанционном обучении не составило для них труда.
Влияние пандемии на студентов и
преподавателей
Многим
студентам было сложно вынести условия пандемии психологически. У молодых людей
наблюдались признаки повышенной тревожности и беспокойства, что естественно
сказывалось на качестве обучения. Более того, не все сразу адаптировались к
онлайн-формату коммуникации с преподавателями. Однако во многих ВУЗах были
реализованы программы психологической поддержки учащихся, что значительно
помогло снизить тревожность среди студентов.
Еще
одной проблемой, которую принесла пандемия, стала потеря студентами работы.
Около 40% учащихся, которые параллельно учебе работали, потеряли свои рабочие
места.
Согласно
опросам, проведенным в начале 2022 года, многие студенты отметили, что после
двух лет пандемии, эффективность высшего образования несколько снизилась. Также
было отмечено, что именно из-за условий ограничений, связанных с пандемией,
некоторые студенты не смогли написать диплом и завершить обучение в ВУЗах.
Особенно это касается медицинских и инженерных специальностей, т. к. у учащихся
возникли проблемы с практической частью учебного процесса и оформлением практик
по ГОСТ в word.
Несмотря
на то, что многим кажется, что дистанционный формат обучения более легкий, все
же около 50% студентов России отметили увеличение образовательной нагрузки. При
этом около 60% также обратили внимание на то, что потерялась объективность при
сдаче экзаменов.
Если
говорить о преподавателях, то некоторые из них за два года ограничений из-за
пандемии так и не адаптировались к новым реалиям. Им довольно тяжело вести
занятия дистанционно. Более того, у них также повысился уровень тревожности.
Однако если со студентами некоторых ВУЗов работают психологи, то преподаватели
должной психологической поддержки не получали.
Компания «РосДиплом» на протяжении 20 лет занимается студенческими работами и предлагает помощь студентам во всех областях и темах. Наши преимущества: огромный опыт работы, лучшие авторы, собранные со
всех уголков России, гарантии успешной сдачи и оптимальной цены, а также индивидуальный подход к каждому клиенту.